Крутой замес. Женя Стригалёв, Федерико Даннеманн — «The Change»

1
The Change
реклама
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА
СЕНСАЦИОННЫЙ ДЕБЮТНЫЙ АЛЬБОМ МАКАРА КАШИЦЫНА

Альбом: Zhenya Strigalev, Federico Dannemann «The Change»
Лейбл: Rainy Days Records
Выход на цифровых платформах: 7 июня 2019

На обложке нового альбома, вышедшего на санкт-петербургском лейбле Rainy Days Records, два имени лидеров: саксофонист Женя Стригалёв (Zhenya Strigalev) и гитарист Федерико Даннеманн (Federico Dannemann). Но начать рассказывать об этом альбоме хочется с конца — ну, с того, о чём обычно музыкальные аналитики пишут именно в конце: с ритм-секции.

Obed Calvaire (фото © Евгений Петрушанский)
Obed Calvaire (фото © Евгений Петрушанский)
реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
ГринФест
ГринФест
ГринФест
ГринФест

Два представителя поколения «35+» из Нью-Йорка — басист Люкес Кёртис (Luques Curtis) и барабанщик Обэд Калвэр (Obed Calvaire) — на этом альбоме делают то, что в музыкантском обиходе последних лет определяется словом «месить». По-другому тут не скажешь, придётся ввести этот жаргонизм в арсенал прикладного музыкознания как термин.

Luques Curtis (фото © Евгений Петрушанский)
Luques Curtis (фото © Евгений Петрушанский)

Это не упругий отсчёт традиционного джазового ритма, это именно крутой, неостановимый «замес» — что, кстати, парадоксальным образом привязывает эту работу к самому современному джазу: в роке тоже бы скорее играли регулярный ритм, а не «месили», тем более — так напористо и разнообразно, как это делают Люкес и Обэд. И нет, это не фри-джаз, это вполне ясно определённое, структурированное ритмическое движение — просто крайне свободное, напористое, непрерывно меняющееся, изобретательное и лихое.

Zhenya Strigalev, Federico Dannemann
Zhenya Strigalev, Federico Dannemann

Теперь о двух лидерах. Название альбома — «Перемена», «The Change» — не случайно. Перемены произошли у обоих однокашников по Королевской музыкальной академии в Лондоне. Федерико Даннеманн, который в 2018 г. выступал со Стригалёвым в России, а перед этим участвовал в записи его четвёртого альбома для британского лейбла Whirlwind Recordings «Блюз для Мэгги», вновь вернулся к регулярным гастролям и вообще исполнительской работе в Европе после того, как несколько лет преподавал музыку в Сантъяго, столице южноамериканского государства Чили — городе, где он вырос. С 2016 Федерико входит в Never Group, ансамбль Жени Стригалёва — саксофониста из Санкт-Петербурга, который провёл в Лондоне больше полутора десятилетий и поднялся на британской, а затем и общеевропейской джазовой сцене до статуса международной известности.

Женя Стригалёв (фото © Евгений Петрушанский)
Женя Стригалёв (фото © Евгений Петрушанский)

Однако и в жизни Жени произошла перемена: он теперь планирует гораздо более широкое присутствие на российской сцене и в родном городе.

— С июля 2019 моя основная база — Петербург, — сообщил Стригалёв в мини-интервью «Джаз.Ру». — Но это не значит, что я решил постоянно жить в Питере. На нынешнем этапе моей карьеры мне не очень важно, где жить, так как основная задача — это играть в разных странах, делать международные проекты. Я сейчас примерно половину времени нахожусь в Питере, а другую половину — в Лондоне или вообще в Европе.

Я решил проводить больше времени в Питере по нескольким соображениям. Во-первых, мне нужно сменить обстановку после долгого времени в Лондоне. Во-вторых, в Питере мне не нужно думать о проживании, об арендной плате за жильё. В-третьих, больше возможностей бывать на природе, так как я люблю ездить за город. Наконец, я хочу воссоединиться с питерской джазовой сценой и поделиться своим «зарубежным» опытом. Ну и ещё: хочу больше времени проводить с родителями.

Всё может, конечно, поменяться в течение пары лет. Но главная причина перемены — в том, что мне хочется сменить обстановку и подумать.

Federico Dannemann (фото © Евгений Петрушанский)
Federico Dannemann (фото © Евгений Петрушанский)

Альбом отчётливо отображает изменения, происходящие в жизни Стригалёва (будем называть его всё же не Евгений, как в паспорте, а Женя, как он сам себя именует — хотя в Лондоне это Zhenya обычно произносят примерно как «Зэнъя») — и Даннеманна, конечно. Каждый из них написал для альбома ровно половину материала, то есть по четыре пьесы. Пьесы Федерико стилистически колеблются между очень жёстким пост-бопом, нанизанным на плотные риффовые структуры — таков открывающий альбом трек «Algo Rhythm» — и практически чистым прог-роком с заметным влиянием британской прог-роковой сцены рубежа 1960-70-х: такова заглавная тема — единственный вокальный номер на альбоме, который сам же Даннеманн и поёт сильным голосом в манере, отчётливо напоминающей о звучании King Crimson, Yes и других титанов британского арт-рока.

Материал, представленный Женей, в гораздо большей степени ориентирован на современный джаз, но и здесь ощущается влияние других видов музыки последнего полувека — что особенно интересно отражается в почти 12-минутной трёхчастной сюите «Total Silence». В ней насаженный на заковыристый рифф материал излагается сначала в среднетемповом груве, затем в уже знакомом по предшествующим трекам свободном «месилове» барабанов, которое служит основой для экстатически задыхающегося соло сопрано-саксофона и постепенно перерождается в чисто роковую бомбёжку (бас при этом с каменной серьёзностью продолжает играть опорное остинато, пока барабаны не пускаются, наконец, в собственное соло)… и, наконец, ритмически перерождается в постепенно затухающий психоделический регги, поверх которого Стригалёв вдруг принимается выкрикивать имена музыкантов, как на рок-концерте (себя он при этом именует Зи-эйч-и-эн-уай-эй, то есть Zhenya), окончательно вгоняя звуковую драматургию в область гротеска а-ля «Летающий цирк Монти Пайтона».

Даннеман, Кёртис, Стригалёв, Калвэр: концерт в Александринском театре, лето 2018 (фото © Евгений Петрушанский)
Даннеман, Кёртис, Стригалёв, Калвэр: концерт в Александринском театре, лето 2018 (фото © Евгений Петрушанский)

Материал альбома был записан в Санкт-Петербурге на студии «Добролёт» примерно год назад, когда Женя, Федерико, Люкес и Обэд приезжали в Россию для выступления на Новой сцене Александринского театра.

И запись на «Добролёте», и сведение на Major Studio в Москве выполнил звукорежиссёр Александр Перфильев, работавший и над другими проектами лейбла Rainy Days Records. Мастеринг альбома сделал Питер Бэкманн на лондонской студии TechnologyWorks. Запись совместно продюсировали оба лидера, Стригалёв и Даннеманн, а исполнительным продюсером выступил руководитель лейбла Rainy Days Records Евгений Петрушанский.

Альбом, с одной стороны, подводит итог целой главе развития саксофониста Евгения (окей, Жени) Стригалёва, который ярко блеснул на российской джазовой сцене ещё на рубеже столетий — и теперь возвращается на неё уже в качестве гражданина мира, музыканта с международной известностью. С другой стороны, он точно так же раскрывает для российской и международной публики гитариста Федерико Даннеманна — аргентинца, выросшего и дебютировавшего на джазовой сцене в Чили, а затем, как и Стригалёв, начавшего вхождение в европейский джазовый мир через обучение в Лондоне. И всё это — при поддержке мощной нью-йоркской ритм-секции, одновременно укоренённой в основах джазового искусства и искушённой в работе на самых передовых рубежах развития современной музыки. Истинно всемирный «замес», который открывает мировой аудитории лейбл из Санкт-Петербурга.

АЛЬБОМ НА BANDCAMP (СЛУШАТЬ, КУПИТЬ ЦИФРОВУЮ КОПИЮ ИЛИ КОМПАКТ-ДИСК) | АЛЬБОМ В APPLE MUSIC | АЛЬБОМ В GOOGLE PLAY | АЛЬБОМ НА SPOTIFY

ВИДЕО: трейлер альбома «The Change»

СЛУШАЕМ АЛЬБОМ в сервисе Яндекс Музыка:

Предыдущая статьяEurope Jazz Media Chart, июнь 2019: редакции джазовых журналов рекомендуют новые альбомы
Следующая статьяУльяновск: клавишник и вокалист Олег Зисер отпраздновал 80-летие
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Был в Воронеже на Джазовой провинции 6 и 8 ноября 2019. Кроме всего прочего -- очень яркие впечатления от Жени Стригалева и Ко. Для меня -- открытие!!! Ярко и самобытно. Мощно!!! Очень атмосферно. Просто здорово! Привез домой три альбома, класс. Спасибо Жене и его коллегам. Спасибо Кириллу за презентацию :-)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.