Крутой замес. Женя Стригалёв, Федерико Даннеманн — «The Change»

0
The Change
реклама
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019

Альбом: Zhenya Strigalev, Federico Dannemann «The Change»
Лейбл: Rainy Days Records
Выход на цифровых платформах: 7 июня 2019

На обложке нового альбома, вышедшего на санкт-петербургском лейбле Rainy Days Records, два имени лидеров: саксофонист Женя Стригалёв (Zhenya Strigalev) и гитарист Федерико Даннеманн (Federico Dannemann). Но начать рассказывать об этом альбоме хочется с конца — ну, с того, о чём обычно музыкальные аналитики пишут именно в конце: с ритм-секции.

Obed Calvaire (фото © Евгений Петрушанский)
Obed Calvaire (фото © Евгений Петрушанский)
реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO

Два представителя поколения «35+» из Нью-Йорка — басист Люкес Кёртис (Luques Curtis) и барабанщик Обэд Калвэр (Obed Calvaire) — на этом альбоме делают то, что в музыкантском обиходе последних лет определяется словом «месить». По-другому тут не скажешь, придётся ввести этот жаргонизм в арсенал прикладного музыкознания как термин.

Luques Curtis (фото © Евгений Петрушанский)
Luques Curtis (фото © Евгений Петрушанский)

Это не упругий отсчёт традиционного джазового ритма, это именно крутой, неостановимый «замес» — что, кстати, парадоксальным образом привязывает эту работу к самому современному джазу: в роке тоже бы скорее играли регулярный ритм, а не «месили», тем более — так напористо и разнообразно, как это делают Люкес и Обэд. И нет, это не фри-джаз, это вполне ясно определённое, структурированное ритмическое движение — просто крайне свободное, напористое, непрерывно меняющееся, изобретательное и лихое.

Zhenya Strigalev, Federico Dannemann
Zhenya Strigalev, Federico Dannemann

Теперь о двух лидерах. Название альбома — «Перемена», «The Change» — не случайно. Перемены произошли у обоих однокашников по Королевской музыкальной академии в Лондоне. Федерико Даннеманн, который в 2018 г. выступал со Стригалёвым в России, а перед этим участвовал в записи его четвёртого альбома для британского лейбла Whirlwind Recordings «Блюз для Мэгги», вновь вернулся к регулярным гастролям и вообще исполнительской работе в Европе после того, как несколько лет преподавал музыку в Сантъяго, столице южноамериканского государства Чили — городе, где он вырос. С 2016 Федерико входит в Never Group, ансамбль Жени Стригалёва — саксофониста из Санкт-Петербурга, который провёл в Лондоне больше полутора десятилетий и поднялся на британской, а затем и общеевропейской джазовой сцене до статуса международной известности.

Женя Стригалёв (фото © Евгений Петрушанский)
Женя Стригалёв (фото © Евгений Петрушанский)

Однако и в жизни Жени произошла перемена: он теперь планирует гораздо более широкое присутствие на российской сцене и в родном городе.

— С июля 2019 моя основная база — Петербург, — сообщил Стригалёв в мини-интервью «Джаз.Ру». — Но это не значит, что я решил постоянно жить в Питере. На нынешнем этапе моей карьеры мне не очень важно, где жить, так как основная задача — это играть в разных странах, делать международные проекты. Я сейчас примерно половину времени нахожусь в Питере, а другую половину — в Лондоне или вообще в Европе.

Я решил проводить больше времени в Питере по нескольким соображениям. Во-первых, мне нужно сменить обстановку после долгого времени в Лондоне. Во-вторых, в Питере мне не нужно думать о проживании, об арендной плате за жильё. В-третьих, больше возможностей бывать на природе, так как я люблю ездить за город. Наконец, я хочу воссоединиться с питерской джазовой сценой и поделиться своим «зарубежным» опытом. Ну и ещё: хочу больше времени проводить с родителями.

Всё может, конечно, поменяться в течение пары лет. Но главная причина перемены — в том, что мне хочется сменить обстановку и подумать.

Federico Dannemann (фото © Евгений Петрушанский)
Federico Dannemann (фото © Евгений Петрушанский)

Альбом отчётливо отображает изменения, происходящие в жизни Стригалёва (будем называть его всё же не Евгений, как в паспорте, а Женя, как он сам себя именует — хотя в Лондоне это Zhenya обычно произносят примерно как «Зэнъя») — и Даннеманна, конечно. Каждый из них написал для альбома ровно половину материала, то есть по четыре пьесы. Пьесы Федерико стилистически колеблются между очень жёстким пост-бопом, нанизанным на плотные риффовые структуры — таков открывающий альбом трек «Algo Rhythm» — и практически чистым прог-роком с заметным влиянием британской прог-роковой сцены рубежа 1960-70-х: такова заглавная тема — единственный вокальный номер на альбоме, который сам же Даннеманн и поёт сильным голосом в манере, отчётливо напоминающей о звучании King Crimson, Yes и других титанов британского арт-рока.

Материал, представленный Женей, в гораздо большей степени ориентирован на современный джаз, но и здесь ощущается влияние других видов музыки последнего полувека — что особенно интересно отражается в почти 12-минутной трёхчастной сюите «Total Silence». В ней насаженный на заковыристый рифф материал излагается сначала в среднетемповом груве, затем в уже знакомом по предшествующим трекам свободном «месилове» барабанов, которое служит основой для экстатически задыхающегося соло сопрано-саксофона и постепенно перерождается в чисто роковую бомбёжку (бас при этом с каменной серьёзностью продолжает играть опорное остинато, пока барабаны не пускаются, наконец, в собственное соло)… и, наконец, ритмически перерождается в постепенно затухающий психоделический регги, поверх которого Стригалёв вдруг принимается выкрикивать имена музыкантов, как на рок-концерте (себя он при этом именует Зи-эйч-и-эн-уай-эй, то есть Zhenya), окончательно вгоняя звуковую драматургию в область гротеска а-ля «Летающий цирк Монти Пайтона».

Даннеман, Кёртис, Стригалёв, Калвэр: концерт в Александринском театре, лето 2018 (фото © Евгений Петрушанский)
Даннеман, Кёртис, Стригалёв, Калвэр: концерт в Александринском театре, лето 2018 (фото © Евгений Петрушанский)

Материал альбома был записан в Санкт-Петербурге на студии «Добролёт» примерно год назад, когда Женя, Федерико, Люкес и Обэд приезжали в Россию для выступления на Новой сцене Александринского театра.

И запись на «Добролёте», и сведение на Major Studio в Москве выполнил звукорежиссёр Александр Перфильев, работавший и над другими проектами лейбла Rainy Days Records. Мастеринг альбома сделал Питер Бэкманн на лондонской студии TechnologyWorks. Запись совместно продюсировали оба лидера, Стригалёв и Даннеманн, а исполнительным продюсером выступил руководитель лейбла Rainy Days Records Евгений Петрушанский.

Альбом, с одной стороны, подводит итог целой главе развития саксофониста Евгения (окей, Жени) Стригалёва, который ярко блеснул на российской джазовой сцене ещё на рубеже столетий — и теперь возвращается на неё уже в качестве гражданина мира, музыканта с международной известностью. С другой стороны, он точно так же раскрывает для российской и международной публики гитариста Федерико Даннеманна — аргентинца, выросшего и дебютировавшего на джазовой сцене в Чили, а затем, как и Стригалёв, начавшего вхождение в европейский джазовый мир через обучение в Лондоне. И всё это — при поддержке мощной нью-йоркской ритм-секции, одновременно укоренённой в основах джазового искусства и искушённой в работе на самых передовых рубежах развития современной музыки. Истинно всемирный «замес», который открывает мировой аудитории лейбл из Санкт-Петербурга.

АЛЬБОМ НА BANDCAMP (СЛУШАТЬ, КУПИТЬ ЦИФРОВУЮ КОПИЮ ИЛИ КОМПАКТ-ДИСК) | АЛЬБОМ В APPLE MUSIC | АЛЬБОМ В GOOGLE PLAY | АЛЬБОМ НА SPOTIFY

ВИДЕО: трейлер альбома «The Change»

СЛУШАЕМ АЛЬБОМ в сервисе Яндекс Музыка:

Предыдущая статьяEurope Jazz Media Chart, июнь 2019: редакции джазовых журналов рекомендуют новые альбомы
Следующая статьяУльяновск: клавишник и вокалист Олег Зисер отпраздновал 80-летие
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.