Как-то раз я пришел в «Пурпурный Легион» и спросил, есть ли в продаже новый альбом Гила Голдстайна (Gil Goldstein).
— А зачем? Он же неактуален, — ответил сотрудник одного из лучших музыкальных магазинов страны.
Действительно, спокойная, местами флегматичная игра Гила Голдстайна (фортепиано, аккордеон) не возносит его к вершинам чартов. Свои главные победы он одерживает на «невидимом фронте» — как аранжировщик.
В январе 2006 года Голдстайн собрал довольно эклектичный состав и дал серию концертов в нью-йоркском клубе Blue Note. Со струнным ансамблем The Zebra Coast String Trio делили сцену разношёрстные джазмены: поющий басист Ришар Бона (Richard Bona; здесь он звучит интереснее, чем на собственных альбомах), трубач Рэнди Брекер (Randy Brecker), перкуссионист Дон Элайас (Don Alias), вибрафонист Майк Мэйниери (Mike Mainieri), саксофонист Крис Поттер (Chris Potter) и сам Голдстайн.
Запись выступлений вышла под названием «Under Rousseau’s Moon» (Halfnote Records, 2006). На обложке — «Спящая цыганка» Таможенника Руссо.
Считается, что академические музыканты не умеют свинговать. Аккуратно соглашусь: многие. Чтобы привести свою группу к общему знаменателю, расчетливый аранжировщик Голдстайн в нужных местах прибирает свинг или включает в партии струнных такой диссонанс, который отвлекает от их прямолинейной ритмики. И если запись порой кажется сыроватой, то это не вина академистов, а результат единства и борьбы разных темпераментов, оказавшихся на сцене.
Для меня лучшее на этом альбоме — интерпретации сочинений бас-гитариста и композитора Джако Пасториуса (Jaco Pastorius), особенно «Liberty City» и «Three Views of a Secret».
В оригинале это грандиозные, мегаломанские шедевры. Голдстайн уходит от избыточности и делает их камерными. Именно здесь ярче всего раскрываются солисты. Импровизация Криса Поттера в «Liberty City» — просто подарок.
Этот альбом нужно слушать целиком и не торопясь. Сначала погрузиться в настроение, а потом плавно, без резких движений возвращаться к привычным делам.
Очень случайно оказался на выступлении Голдстайна. Был в Америке по программе студенческой. Вообще тогда было всё-равно) Сейчас бы уже постарался получить удовольствие от тех же импровизаций, например.