Лауреаты III Всероссийского конкурса авторского джаза в Екатеринбурге: заметки из жюри

0
Итоги III Всероссийского конкурса авторского джаза в Екатеринбурге

27 февраля в джаз-клубе EverJazz в Екатеринбурге состоялся гала-концерт Третьего конкурса авторского джаза — финальное прослушивание 10 молодых ансамблей со всей страны, исполняющих музыку собственного сочинения. В задачи жюри входила задача не распределить места, а отобрать лучшие коллективы и пригласить их для выступления на джазовых фестивалях страны в текущем сезоне: каждый из членов жюри представлял тот или иной фестиваль. Это были организаторы фестиваля Skolkovo Jazz Science в московском инновационном центре Сколково — Мариам Карпова и Анастасия Зеленова, продюсер международного фестиваля «Джазовая провинция» Александр Лукинов (Воронеж), букинг-директор екатеринбургского фестиваля Ural Music Night Екатерина Кисеева, художественный руководитель Siberian Jazz Festival (Омск) и ряда других российских фестивалей — народный артист РФ пианист Даниил Крамер, продюсер екатеринбургского фестиваля EverJazz Ирина Щетникова и ваш покорный слуга, главный редактор российского джазового издания «Джаз.Ру» Кирилл Мошков: мне было доверено отобрать один коллектив для прослушивания студенческих ансамблей в рамках форума-фестиваля Jazz Across Borders в Санкт-Петербурге.

Жюри фестиваля (фото © Георгий Мамарин)
Жюри фестиваля (фото © Георгий Мамарин)

В этом году конкурс получил весомую поддержку Фонда президентских грантов и БФ «Умная среда»; конкурсантам компенсировали затраты на дорогу и проживание в Екатеринбурге, а те коллективы, которые отобрали на свои фестивали
участники жюри, получили поддержку перемещения от места своего проживания на эти фестивали.

логотипы спонсоров и организаторов

Всего в очном туре 27 февраля участвовало 10 коллективов. Вот какими оказались результаты прослушивания:

Seven Notes Collective
Seven Notes Collective

Ансамбль Seven Note Collective (Екатеринбург) получил право выступить в Петербурге на прослушивании студенческих коллективов в рамках форума-фестиваля Jazz Across Borders. Этот ансамбль составляют семь студентов Екатеринбургского музыкального училища им. Чайковского, и я без колебаний выбрал именно их: не столько потому, что это студенческий ансамбль, сколько потому, что он яркий, смелый и полон брызжущей через край ансамблевой энергией. За это не в последнюю очередь ура не только им, но и их педагогу по классу ансамбля: это выдающийся российский джазмен, трубач Сергей Пронь. На сцене его с ними нет, но его влияние ощущается. В успехе ансамбля не последнюю роль сыграла авторская музыка пианистки Анастасии Шпилёвой и яркая сценичность барабанщицы Анастасии Бовы.

httpv://www.youtube.com/watch?v=jdAKztkgWC0

Ансамбль Planck’sTone из Москвы выступит на Восьмом Международном джазовом фестивале EverJazz в Екатеринбурге. Московский коллектив играет музыку саксофониста Павла Алексеева и уже имеет определённую конкурсную историю — их отмечали на конкурсах «Усадьба Jazz в Сочи» и «Рояль в джазе». У них явно есть запас пространства для развития, но уже сейчас ощущается уверенное желание играть именно авторскую музыку. Что не может не радовать.

httpv://www.youtube.com/watch?v=B9EAhiR-H9k

Московский квартет пианиста Дмитрия Желонкина по результатам своего выступления в Екатеринбурге сыграет на одной из сцен фестиваля Skolkovo Jazz Science. На конкурсе они были заявлены под каким-то непроизносимым названием из множества заглавных букв латинского алфавита, но во всех итоговых документах фигурируют просто под именем своего лидера. И правильно: сейчас не 1980-е годы, когда всем понятное и легко произносимое название казалось «не клёвым» (и то только у самодеятельных рок-групп).

httpv://www.youtube.com/watch?v=Yz0SSekGGgs

Квартет контрабасиста Дмитрия Семенищева и их специальный гость, вокалистка Кристина Ковалёва (Санкт-Петербург), выступят на Siberian Jazz Festival в Омске. Народный артист РФ Даниил Крамер, кстати, руководит не только омским фестивалем: он тщательно записал контакты питерского коллектива и не поскупился рассказать им, настолько сильное впечатление они на него произвели.

Квартет Дмитрия Семенищева, специальный гость Кристина Ковалёва
Квартет Дмитрия Семенищева, специальный гость Кристина Ковалёва

Но и то сказать: коллектив перспективный, музыка весьма актуальная, при этом вполне доступная достаточно широкой аудитории (даром что вокальный материал у них англоязычный: конечно, в российских регионах это вряд ли плюс, но зато даёт потенциальное преимущество при возможном продвижении на мировой рынок).

Дмитрий Семенищев (драматичный момент пения в унисон с собственным контрабасовым соло)
Дмитрий Семенищев (драматичный момент пения в унисон с собственным контрабасовым соло)

Артистизм и владение вокальными средствами Кристины Ковалёвой уже снискали ей достаточно широкое признание, а инструментальное мастерство саксофониста Никиты Мочалина, клавишника/пианиста Ильи Щеклеина, барабанщика Мартоса Караханяна и, собственно, лидера квартета невозможно не отметить: это легендарная питерская школа как она есть, только устремлённая не в седую древность бибопа, как часто бывает в Петербурге, а в самую что ни на есть современность.

httpv://www.youtube.com/watch?v=qsIyeiDGLe8

Понятно, почему организаторы объявили нижегородский ансамбль ProJazz.Group «триумфатором конкурса»: по результатам своего выступления пианист Энтони Карапетян, басист Юрий Барсуков и барабанщик Максим Шадрин завоевали право выступить сразу на трёх фестивалях: Ural Music Night (Екатеринбург), «Джазовая провинция» (Воронеж) и EverJazz (Екатеринбург).

ProJazz.Group
ProJazz.Group

Вполне заслуженно: сильная, драматичная игра трио хорошо раскрывает композиторские идеи Тони Карапетяна, лежащие в основном в области музыки европейских и американских фортепианных «пауэр-трио» 1990-2000-х гг.

Тони Карапетян
Тони Карапетян

В России есть несколько коллективов, не просто играющих музыку такого рода, но успешно продвигающих её на международный рынок; вполне реально ждать, что, когда нижегородское трио завершит запись своего авторского альбома, над которой сейчас работает, ProJazz.Group вполне может войти в их число.

httpv://www.youtube.com/watch?v=ImkiPqpEyYs

Остальные пять участников финала получили статус дипломантов конкурса. Трио Paleface Bastards (Уфа) запомнилось своеобразным, в своём роде вполне увлекательным потоком электронных звуков, который, в принципе, мог бы прозвучать в лаундж-зоне какого-нибудь крупного фестиваля, вот только представителей такого фестиваля не оказалось в жюри. Bingo Paprika (Москва) сыграли прилично отрепетированный материал, в котором, к сожалению, не так много ощущалось оригинальных мелодических идей. Два московских коллектива с участием знакомых по гнесинским конкурсам молодых музыкантов заметно пересекались составом и, в принципе, обладали приличным потенциалом, но Groovitation Band не успели как следует подготовить программу, хотя музыку для проекта пианистка Юлия Сидоренко написала весьма интересную, а запомнившийся ещё аж на вошедшем в историю российской джазовой сцены Международном Дне джаза в Санкт-Петербурге в 2018 году Modern Folk Jazz Collective с интересными джазовыми прочтениями русских народных песен давно не выступал и в новом составе тоже прозвучал довольно сыро. Красивый и оригинальный материал своего лидера показал и квинтет Ольги Андреевой (Москва/Екатеринбург), причём лидер героически справилась со сложностью игры на взятой у знакомых в Екатеринбурге чужой, тяжёлой оркестровой трубе (её собственную трубу не пропустила на борт авиакомпания в Москве), но тоже не успела качественно подготовить состав к исполнению авторской музыки: всё-таки оригинальный материал нужно репетировать, а не только проходить перед концертом, как часто вполне удачно получается со знакомым стандартным репертуаром.

Тем не менее, ансамбли-дипломанты тоже вполне заслуживают внимания — но конкурс есть конкурс, на результаты выступления могут повлиять самые неожиданные причины, а перспективы и интересный материал были у всех.

Участники, организаторы и жюри конкурса (фото © Георгий Мамарин)
Участники, организаторы и жюри конкурса (фото © Георгий Мамарин)

Остаётся поздравить лауреатов с удачными выступлениями, а организаторов III Всероссийского конкурса авторского джаза — с несомненным успехом этого очень важного и нужного конкурса. На российской джазовой сцене безусловно нужно много яркой, интересной, оригинальной авторской музыки, и поддерживать пишущих и исполняющих её музыкантов нужно как можно больше!

Клуб EverJazz организовал конкурс благодаря поддержке Фонда президентских грантов и БФ «Умная среда». Съёмку и трансляцию выступлений участников проводила компания UralFest.TV.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПевица Алина Ростоцкая: интервью «Джаз.Ру» о новом проекте Motilda
Следующая статьяКонкурс-фестиваль «Рояль в джазе» состоится в Москве в семнадцатый раз
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.