Лауреаты III Всероссийского конкурса авторского джаза в Екатеринбурге: заметки из жюри

0
Итоги III Всероссийского конкурса авторского джаза в Екатеринбурге
реклама
АЛЕКСЕЙ КРУГЛОВ СИНХРОНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ
АЛЕКСЕЙ КРУГЛОВ СИНХРОНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ
АЛЕКСЕЙ КРУГЛОВ СИНХРОНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ
АЛЕКСЕЙ КРУГЛОВ СИНХРОНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ

27 февраля в джаз-клубе EverJazz в Екатеринбурге состоялся гала-концерт Третьего конкурса авторского джаза — финальное прослушивание 10 молодых ансамблей со всей страны, исполняющих музыку собственного сочинения. В задачи жюри входила задача не распределить места, а отобрать лучшие коллективы и пригласить их для выступления на джазовых фестивалях страны в текущем сезоне: каждый из членов жюри представлял тот или иной фестиваль. Это были организаторы фестиваля Skolkovo Jazz Science в московском инновационном центре Сколково — Мариам Карпова и Анастасия Зеленова, продюсер международного фестиваля «Джазовая провинция» Александр Лукинов (Воронеж), букинг-директор екатеринбургского фестиваля Ural Music Night Екатерина Кисеева, художественный руководитель Siberian Jazz Festival (Омск) и ряда других российских фестивалей — народный артист РФ пианист Даниил Крамер, продюсер екатеринбургского фестиваля EverJazz Ирина Щетникова и ваш покорный слуга, главный редактор российского джазового издания «Джаз.Ру» Кирилл Мошков: мне было доверено отобрать один коллектив для прослушивания студенческих ансамблей в рамках форума-фестиваля Jazz Across Borders в Санкт-Петербурге.

Жюри фестиваля (фото © Георгий Мамарин)
Жюри фестиваля (фото © Георгий Мамарин)

В этом году конкурс получил весомую поддержку Фонда президентских грантов и БФ «Умная среда»; конкурсантам компенсировали затраты на дорогу и проживание в Екатеринбурге, а те коллективы, которые отобрали на свои фестивали
участники жюри, получили поддержку перемещения от места своего проживания на эти фестивали.

логотипы спонсоров и организаторов

Всего в очном туре 27 февраля участвовало 10 коллективов. Вот какими оказались результаты прослушивания:

Seven Notes Collective
Seven Notes Collective

Ансамбль Seven Note Collective (Екатеринбург) получил право выступить в Петербурге на прослушивании студенческих коллективов в рамках форума-фестиваля Jazz Across Borders. Этот ансамбль составляют семь студентов Екатеринбургского музыкального училища им. Чайковского, и я без колебаний выбрал именно их: не столько потому, что это студенческий ансамбль, сколько потому, что он яркий, смелый и полон брызжущей через край ансамблевой энергией. За это не в последнюю очередь ура не только им, но и их педагогу по классу ансамбля: это выдающийся российский джазмен, трубач Сергей Пронь. На сцене его с ними нет, но его влияние ощущается. В успехе ансамбля не последнюю роль сыграла авторская музыка пианистки Анастасии Шпилёвой и яркая сценичность барабанщицы Анастасии Бовы.

Ансамбль Planck’sTone из Москвы выступит на Восьмом Международном джазовом фестивале EverJazz в Екатеринбурге. Московский коллектив играет музыку саксофониста Павла Алексеева и уже имеет определённую конкурсную историю — их отмечали на конкурсах «Усадьба Jazz в Сочи» и «Рояль в джазе». У них явно есть запас пространства для развития, но уже сейчас ощущается уверенное желание играть именно авторскую музыку. Что не может не радовать.

Московский квартет пианиста Дмитрия Желонкина по результатам своего выступления в Екатеринбурге сыграет на одной из сцен фестиваля Skolkovo Jazz Science. На конкурсе они были заявлены под каким-то непроизносимым названием из множества заглавных букв латинского алфавита, но во всех итоговых документах фигурируют просто под именем своего лидера. И правильно: сейчас не 1980-е годы, когда всем понятное и легко произносимое название казалось «не клёвым» (и то только у самодеятельных рок-групп).

Квартет контрабасиста Дмитрия Семенищева и их специальный гость, вокалистка Кристина Ковалёва (Санкт-Петербург), выступят на Siberian Jazz Festival в Омске. Народный артист РФ Даниил Крамер, кстати, руководит не только омским фестивалем: он тщательно записал контакты питерского коллектива и не поскупился рассказать им, настолько сильное впечатление они на него произвели.

Квартет Дмитрия Семенищева, специальный гость Кристина Ковалёва
Квартет Дмитрия Семенищева, специальный гость Кристина Ковалёва

Но и то сказать: коллектив перспективный, музыка весьма актуальная, при этом вполне доступная достаточно широкой аудитории (даром что вокальный материал у них англоязычный: конечно, в российских регионах это вряд ли плюс, но зато даёт потенциальное преимущество при возможном продвижении на мировой рынок).

Дмитрий Семенищев (драматичный момент пения в унисон с собственным контрабасовым соло)
Дмитрий Семенищев (драматичный момент пения в унисон с собственным контрабасовым соло)

Артистизм и владение вокальными средствами Кристины Ковалёвой уже снискали ей достаточно широкое признание, а инструментальное мастерство саксофониста Никиты Мочалина, клавишника/пианиста Ильи Щеклеина, барабанщика Мартоса Караханяна и, собственно, лидера квартета невозможно не отметить: это легендарная питерская школа как она есть, только устремлённая не в седую древность бибопа, как часто бывает в Петербурге, а в самую что ни на есть современность.

Понятно, почему организаторы объявили нижегородский ансамбль ProJazz.Group «триумфатором конкурса»: по результатам своего выступления пианист Энтони Карапетян, басист Юрий Барсуков и барабанщик Максим Шадрин завоевали право выступить сразу на трёх фестивалях: Ural Music Night (Екатеринбург), «Джазовая провинция» (Воронеж) и EverJazz (Екатеринбург).

ProJazz.Group
ProJazz.Group

Вполне заслуженно: сильная, драматичная игра трио хорошо раскрывает композиторские идеи Тони Карапетяна, лежащие в основном в области музыки европейских и американских фортепианных «пауэр-трио» 1990-2000-х гг.

Тони Карапетян
Тони Карапетян

В России есть несколько коллективов, не просто играющих музыку такого рода, но успешно продвигающих её на международный рынок; вполне реально ждать, что, когда нижегородское трио завершит запись своего авторского альбома, над которой сейчас работает, ProJazz.Group вполне может войти в их число.

Остальные пять участников финала получили статус дипломантов конкурса. Трио Paleface Bastards (Уфа) запомнилось своеобразным, в своём роде вполне увлекательным потоком электронных звуков, который, в принципе, мог бы прозвучать в лаундж-зоне какого-нибудь крупного фестиваля, вот только представителей такого фестиваля не оказалось в жюри. Bingo Paprika (Москва) сыграли прилично отрепетированный материал, в котором, к сожалению, не так много ощущалось оригинальных мелодических идей. Два московских коллектива с участием знакомых по гнесинским конкурсам молодых музыкантов заметно пересекались составом и, в принципе, обладали приличным потенциалом, но Groovitation Band не успели как следует подготовить программу, хотя музыку для проекта пианистка Юлия Сидоренко написала весьма интересную, а запомнившийся ещё аж на вошедшем в историю российской джазовой сцены Международном Дне джаза в Санкт-Петербурге в 2018 году Modern Folk Jazz Collective с интересными джазовыми прочтениями русских народных песен давно не выступал и в новом составе тоже прозвучал довольно сыро. Красивый и оригинальный материал своего лидера показал и квинтет Ольги Андреевой (Москва/Екатеринбург), причём лидер героически справилась со сложностью игры на взятой у знакомых в Екатеринбурге чужой, тяжёлой оркестровой трубе (её собственную трубу не пропустила на борт авиакомпания в Москве), но тоже не успела качественно подготовить состав к исполнению авторской музыки: всё-таки оригинальный материал нужно репетировать, а не только проходить перед концертом, как часто вполне удачно получается со знакомым стандартным репертуаром.

Тем не менее, ансамбли-дипломанты тоже вполне заслуживают внимания — но конкурс есть конкурс, на результаты выступления могут повлиять самые неожиданные причины, а перспективы и интересный материал были у всех.

Участники, организаторы и жюри конкурса (фото © Георгий Мамарин)
Участники, организаторы и жюри конкурса (фото © Георгий Мамарин)

Остаётся поздравить лауреатов с удачными выступлениями, а организаторов III Всероссийского конкурса авторского джаза — с несомненным успехом этого очень важного и нужного конкурса. На российской джазовой сцене безусловно нужно много яркой, интересной, оригинальной авторской музыки, и поддерживать пишущих и исполняющих её музыкантов нужно как можно больше!

Клуб EverJazz организовал конкурс благодаря поддержке Фонда президентских грантов и БФ «Умная среда». Съёмку и трансляцию выступлений участников проводила компания UralFest.TV.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПевица Алина Ростоцкая: интервью «Джаз.Ру» о новом проекте Motilda
Следующая статьяКонкурс-фестиваль «Рояль в джазе» состоится в Москве в семнадцатый раз
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.