Джазовые значки, выпуск №7: снова Михаил Кулль и его коллекция

0
VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957

Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»

Выпуск 7. Снова значки VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов

значки VI фестиваля из коллекции М.И. Кулля
Значки VI фестиваля из коллекции М.И. Кулля

Три значка. И, вероятно, недоуменный вопрос: а какое отношение имеют они к джазу? Имеют. И непосредственное. Первые (слева) два воспроизводят эмблему состоявшегося в июле-августе 1957 года в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Это было событие, в значительной степени повлиявшее на умы и судьбы целого поколения советских людей, прежде всего— тогдашней молодёжи. СССР и Москва впервые стали открыты для многого, ранее отгороженного от советского народа непреодолимыми идеологическими барьерами. И среди этого «многого» был джаз. По сути, впервые любители джаза и просто любители музыки услышали «живьём» современные, по понятиям тех лет, джазовые ансамбли. Появилась возможность не только видеть и слышать их, но и общаться с музыкальными единомышленниками, в том числе и в рамках проведенного в рамках фестиваля джазового конкурса. На нём, кстати, биг-бэнд, созданный Юрием Саульским на базе эстрадного оркестра Центрального Дома работников искусств, занял второе место. И у нас есть все основания считать 1957 год годом рождения современного московского и советского джаза.

А правый значок— эмблема фестиваля, проведенного на несколько месяцев раньше Всемирного в одном из московских вузов — в МИХМе (Московский институт химического машиностроения). По результатам конкурса институтский эстрадный оркестр получил право выступать и успешно выступал в разных культурных программах VI всемирного фестиваля.

значки VI фестиваля из коллекции Центра исследования джаза
Значки VI фестиваля из коллекции Центра исследования джаза

От редактора. В коллекции Центра исследования джаза в Ярославле тоже есть три значка, связанных с VI Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в Москве в 1957 г. Поэтому для полноты картины приведём и эти три значка: слева — самый известный, значок участника, основанный на официальной эмблеме фестиваля, которую создал художник Константин Кузгинов (обратите внимание: значок слегка отличается от имеющегося у Михаила Ильича, вариантов «фестивальной ромашки» в коллекциях фалеристов встречается минимум шесть).

Два других — судя по той информации, которой мы располагаем, значок фестивального персонала (по-нынешнему — волонтёров) и значок фестивальных переводчиков (но это не точно: в других коллекциях есть и значок, ясно маркированный словом «переводчик»). Если эта информация неточна, пожалуйста, сообщите нам более точные сведения в комментариях!

Фестивальная марка Почты СССР, 1957
Фестивальная марка Почты СССР, 1957
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяEurope Jazz Media Chart, июнь 2020: редакции джазовых журналов рекомендуют новые альбомы
Следующая статьяИконы среди нас? Подробный очерк о фестивале современного джаза Rainy Days в Санкт-Петербурге
Михаил Кулль
Михаил Ильич Кулль, коренной москвич, родился в 1935 году на Арбате. Прожил в Москве до 1999 года, когда поменял место жительства на город Йехуд в Израиле. Окончил Московский институт химического машиностроения (МИХМ). В 1955 году, играя в студенческом эстрадном оркестре, которым руководил Борис Фиготин, познакомился с трубачом Владиславом Грачёвым. Их дружба и сотрудничество продолжались в течение 30 лет, сначала – в комбо (с участием саксофониста Владимира Шифрина), потом – в «Диксиленде Грачёва». В этом составе Михаил играл в конце 60-х в кафе «Печора». После того как Грачёв прекратил активную жизнь в джазе, до 1992 года Михаил Кулль был участником «Нового московского Джаз-бэнда» Александра Банных. В 1964 году с собственным квартетом «открывал» кафе «Синяя птица», где играл два с половиной года. В 1967 году в квинтете с двумя тромбонами (Михаил Царёв и Игорь Завёрткин) участвовал в фестивале «Джаз-67». В Израиле продолжал играть джаз в собственном квинтете, с которым принимал участие в ежегодных джазовых фестивалях «Джаз-глобус» в Иерусалиме. Михаил Ильич не только играл джаз, но и фотографировал своих коллег-музыкантов. Многие его фотографии были опубликованы в журнале «Джаз.Ру», в том числе и в статьях Михаила Кулля, посвященных джазовой жизни Москвы 60-х годов. В 2009 г. вышла книга воспоминаний Михаила Кулля «Ступени восхождения», в которую вошли многие из этих текстов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.