Spotify пришёл в Россию. Как с ним работать музыканту? Рассказывает саксофонист Ленни Сендерский

0
Spotify playlists

15 июля после нескольких лет неудачных попыток, отсрочек и переносов в России заработал один из самых популярных в мире стриминговых сервисов — Spotify. Одновременно Spotify (произносится «Спотифай») запустился еще в 12 странах — Украине, Молдавии, Казахстане, Белоруссии, Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Косово, Черногории, Сербии, Словении и Северной Македонии. Теперь этот сервис охватывает пользователей 92 стран.

Музыкальный сервис Spotify был создан в Швеции и запущен в 2008 году. Он позволяет легально прослушивать более 50 млн музыкальных композиций бесплатно (музыку в потоке воспроизведения подбирает алгоритм, перемежая рекламой) или за небольшую ежемесячную плату (без рекламы и по собственным плейлистам). На нью-йоркской фондовой бирже капитализация этой компании сейчас составляет $48 500 000 000 (сорок восемь миллиардов пятьсот миллионов долларов США).

Справка «Джаз.Ру». Стриминг — новейший способ потребления музыки, при котором пользователь по своему запросу либо же по составленному кем-то (или компьютерным алгоритмом) плейлисту слушает музыку на своём компьютере, планшете или смартфоне «на лету», словно радио: аудиоданные проходят сквозь его устройство, формируя на выходе музыкальный поток или воспроизведение отдельных музыкальных треков, но никакие файлы на устройстве при этом не сохраняются, что исключает неправомерное приобретение музыкального контента в собственность пользователя. В России уже работает целый ряд стриминговых сервисов: как международных (Apple Music, YouTube Music, Deezer и др.), так и отечественных, прежде всего Яндекс Музыка и музыкальный сервис социальной сети Вконтакте. С приходом Spotify на российский рынок вторгся крупнейший международный игрок, так что общая картина потребления музыки через стриминг в России в ближайшее время будет заметно перестраиваться.

Стриминговые сервисы в последнее время, и особенно — в период изоляции, связанной с пандемией, стали не только важнейшим способом слушать музыку в цифровой среде, но и едва ли не важнейшим каналом продвижения своего творчества для музыкантов, в том числе и джазовых — а для них Spotify особенно интересен, так как это крупнейший международный сервис с огромной аудиторией. Но как с ним работать? Об этом читателям «Джаз.Ру» рассказывает саксофонист Леонид «Ленни» Сендерский. В последнее десятилетие он работает на израильской джазовой сцене, но сформировался как джазовый артист в Санкт-Петербурге. За счёт того, что в Израиль сервис Spotify пришёл задолго до России, у Леонида уже есть опыт продвижения своей музыки через этот сервис, и он готов им поделиться.

Lenny Sendersky (photo © Tanya Magnani)
Lenny Sendersky (photo © Tanya Magnani)

— Так совпало, что незадолго до начала карантина у меня вышел альбом. Он появился на большинстве известных витрин, в том числе Spotify и Apple Music. Альбом вышел на норвежском лейбле Losen Records, но я не буду рассказывать здесь, что это за работа. У меня другая задача: я хочу поделиться своим опытом в раскрутке своей музыки на Spotify.

Практика показывает, что лейбл (если он не Sony Music или ECM) не гарантирует высоких результатов на стрим-сервисах. Как правило, лейблы не занимаются продвижением там своих релизов вообще!

Как говорится, если хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. За месяц с небольшим записи с моих альбомов разных лет, лежавшие на пыльных полочках Spotify, начали расти в цифрах прослушиваний , а некоторые треки — даже сильно расти.

Вопрос: зачем всё это надо? Точно не ради денег, так как с 1000 стрим-прослушиваний артист получает примерно четыре доллара и тридцать центов (причём это только если права принадлежат вам, а не лейблу). Музыканты вкладывают всё своё умение, силы и средства (часто немалые!), чтобы записать музыку. Но когда видишь статистику в 5, 10, 15, 20 прослушиваний в месяц — становится грустно и обидно. Поэтому я попытался, как мог, повлиять на несправедливую ситуацию и хочу поделиться с вами этим опытом.

И ещё: многие продюсеры фестивалей и лейблы смотрят на артиста через Spotify: сколько у него прослушиваний и фанов.

скриншот страницы артиста в приложении Spotify

Прежде всего надо скачать и установить на свой компьютер (или телефон) приложение Spotify. Сервис работает в браузере, но для пользования продвинутыми функциями требуется установка отдельного приложения.

После этого Spotify даёт нам (музыкантам, агентам и т.д.) возможность создать и развивать свой профиль в Spotify for Artists (куда вы заходите с тем же логином и паролем, с которыми уже зарегистрировались в приложении).

От редакции: Если музыка, которую вы записали, не выпущена каким-то лейблом, вы не сможете выложить её непосредственно на Spotify: вам нужно сначала предложить её кому-то из цифровых дистрибьюторов по списку, предлагаемому сервисом Spotify for Artists. С выбором дистрибьютора придётся повозиться самому, внимательно читая предложения каждого (на английском языке, конечно же) и заранее понимая, что это не бесплатные услуги. Большинство дистрибьюторов будет требовать ежегодную подписку или однократную оплату за каждый отдельный релиз. Например, EmuBands берёт около 65 евро за попадание одного вашего альбома на Spotify, DistroKid — 20 долларов за неограниченное количество альбомов, CD Baby — от 29 долларов за стандартное предложение (один альбом) до 69 за «профессиональное» (причём разница между этими услугами для независимого артиста вне поля поп-музыки на самом деле не слишком значительна). Если ваш альбом вышел на лейбле, то попадание вашей музыки в Spotify в большинстве случаев обеспечит лейбл через свою корпоративную подписку на профессиональные сервисы цифровых прав типа The Orchard, Believe или Absolute Label Services, а вот продвижением всё равно придётся заниматься, скорее всего, самостоятельно.

Чтоб преуспеть на Spotify, вашей музыке нужно попасть в плейлисты: у каждого плейлиста есть подписчики, и чем их больше, тем лучше для вашего трека — если, конечно, он попадёт в этот плейлист.

Итак, как же попасть в плейлисты?

Плейлисты создают конкретные люди — кураторы, но иногда мы можем увидеть вместо имени куратора просто Spotify или какое-то название агрегатора/компании, которая занимается музыкальными медиа в глобальном масштабе. Концов там почти невозможно отыскать, так как такие агрегаторы работают с большими лейблами. Важно: всегда заходите через приложение, а не через браузер — только так видна информация о количестве подписчиков и имя куратора, и вы можете найти вашу статистику.

типичный джазовый плейлист в Spotify
типичный джазовый плейлист в Spotify

Я советую обращать внимание только на те плейлисты, где есть имя фамилия и фото куратора: только так есть шанс найти этого куратора через социальную сеть Facebook (по понятным причинам, искать работающих на глобальном рынке кураторов в сетях «Вконтакте» или «Одноклассники» особого смысла нет. — Ред.).

Надо сделать небольшое письмо-трафарет и посылать его кураторам, меняя только имя и название плейлиста: это сэкономит много времени. Этот метод подходит, если у вас в Spotify или в Apple Music пока всего один альбом в одном стиле. Если же вы хотите рассылать музыку с разных дисков, записанных в разных направлениях джаза, то лучше сделать несколько таких писем.

В отличие от Spotify, плейлисты в сервисе Apple Music не показывают информацию о кураторах. Но там точно так же можно зарегистрировать для себя «страницу артиста».

Как искать в Spotify подходящие плейлисты?

  • Способ 1. Найти артиста, схожего по звучанию с вашей музыкой; посмотреть, в какие плейлисты входит его музыка, и попытаться попасть туда.
  • Способ 2. Писать подходящие к вашей стилистике кодовые слова в поиске, такие как Jazz, bebop, Latin, folk, Nina Simone, Dave Brubeck, John Coltrane, evening mood, dark night… и т. д.: плейлистов тысячи, но старайтесь выбирать такие, где есть хотя бы 100 подписчиков.

Я отослал больше 200 писем и попал примерно в 40 плейлистов, но можно быть хоть в тысяче плейлистов и не добиться результата — важно попасть в активный, живой лист! Обращайте внимание также на количество музыки в плейлисте: её должно быть немного (2-6 часов в одном листе), иначе до вашего трека очередь просто не дойдёт.

Короче, это не так просто и требует терпения и времени, но приносит тебе удовлетворение, когда ты видишь, что твою музыку слушают люди в разных странах. Всю статистику легко смотреть в своём профиле.

Да, есть также всякие сервисы, которые за небольшие деньги позволяют вам подать заявку на попадание плейлисты. Мой опыт показал,что для джаза это не работает, но я всё же оставлю ссылку на один такой сервис, через который у меня получилось — и он ориентирован на джаз!

Примерный текст письма (можно проявить креативность и переписать его — естественно, на английском языке):

Hey [имя куратора плейлиста]!
I am a musician and follow your playlist [название плейлиста] on Spotify. You feature a lot of great music on your playlist which I love!
As a saxophone / bass / piano / tuba [подставить ваш инструмент] player, I love Jazz / Fusion /Classical / avant-garde / bebop [подставить ваши любимые стили].
Here is a few of my songs: [ссылки на ваши треки в Spotify]
Maybe you’ll check them out, if you have time, and consider them for your playlist.
Thanks for your time, and stay safe! [подпись]

Желаю удачи!

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.