Джазовые значки, выпуск №10: Ленинград 1980-х из коллекции Владимира Фейертага

0
джазовые значки

Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»

Выпуск 10. «Осенние ритмы» 1982, 87, 89; два 25-летия «Ленинградского диксиленда» с разницей в четыре года

Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1982
Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1982

Насколько я помню, значки с саксофоном и зонтиком (см. также более ранние в выпуске №5) были почти на всех фестивалях «Осенние ритмы» в Ленинграде. Менялась только дата. Просто у меня некоторых не оказалось, я же не был фалеристом. Все ленинградские джазовые значки создавал Сергей Богданов, ветеран джаз-клуба «Квадрат». Значки не продавались, в 80-е годы такого бизнеса ещё не было. Их раздавали музыкантам и членам клуба.

А теперь напомню, что происходило на тех фестивалях, от которых у меня сохранились значки. В 1982 году состоялся только первый концерт, в котором выступили ансамбль «Аллегро», дуэт Анатолий БабийГалина Филатова и квинтет Валерия Зуйкова. А со следующего дня начался траур: 10 ноября 1982 умер генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель президиума Верховного совета СССР Леонид Брежнев. Рано утром я поехал в аэропорт встречать ансамбль «Медео» из Алма-Аты. Казахстанская филармония догадывалась, что концерты отменят, но музыкантам сказали: «Ребята, летите! Всё будет оплачено, гостиница забронирована, обратные билеты выкуплены»… Было грустно, Ленконцерт заказал автобус для экскурсии по городу. Сергей Курёхин увез своих друзей, любителей «нового джаза», на дачу и устроил там джем. Джаз-клуб «Квадрат» тоже старался чем-то занять музыкантов. Ну и пили, конечно. Встречаемся-то нечасто.

Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1987
Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1987

Фестиваль 1987 года уже считался международным. Госконцерт знал наши даты и предлагал музыкантов, которые оказывались под рукой. Удивительно и то, что многие ансамбли хотели приехать за свой счёт. Немцы из ГДР присылали фри-джазовых исполнителей. В 1987-м прилетело трио Хайнера Рейнхардта из Берлина, на своих машинах приехали финны, а Госконцерт направил к нам чешского гитариста Рудольфа Дашека, дуэт саксофониста Томаша Шукальского и пианиста Януша Шпрота из Варшавы и шведский квартет Mwendo Dawa. Мне запомнилось очень яркое выступление Вячеслава Назарова. Он играл на тромбоне, затем на клавишных и к тому же виртуозно использовал скэт.

Поясню, что финансовая сторона выступлений была такова: скажем, ансамбль «Аллегро» приезжает на три концерта, а я прошу его руководителя Николая Левиновского сыграть один концерт всем ансамблем, а затем выступить самому в трио и дать один концерт тромбонисту «Аллегро» Назарову. Нарушение? Да, нарушение. Но аншлаг, публика довольна, и кто же будет вникать в фестивальную систему? Начальники на концерты не приходили, джаз их не увлекал.

Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1989
Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1989

Далее — 1989 год. Фестиваль теперь во Дворце культуры Ленсовета (2200 мест). Ленконцерт согласен проводить «Осенние ритмы», но просит найти спонсоров. В афишах появляется какой-то кооператив «Альтернатива». Госконцерт присылает американского саксофониста Ричи Коула, который с удовольствием играет с пианистом Андреем Кондаковым, гитаристом Андреем Рябовым, басистом Виталием Соломоновым и барабанщиком Олегом Бутманом. Восторг вызвал детский биг-бэнд Александра Гебеля из Кривого Рога. Гласность и отсутствие цензуры позволяет нам устроить ночной концерт «Поп-механики» Сергея Курёхина. Билеты проданы за два часа. Всем службам выплачиваем наличными за ночную вахту. Свобода!

Значок 1983 года к 25-летию «Ленинградского диксиленда»
Значок 1983 года к 25-летию «Ленинградского диксиленда»

Значок создавал художник Сергей Богданов к юбилейному концерту Ленинградского диксиленда. Считалось, что коллектив возник в 1958 году, когда появился первый джаз-клуб «Д-58». На самом деле в 1958 году диксилендов было несколько. К началу 60-х годов на виду были два ансамбля: «Нева» во главе с барабанщиком Валентином Колпашниковым (кафе «Ровесник») и группа кларнетиста Александра Усыскина, стремившаяся к легализации и потому попавшая в Ленконцерт. Только в 1963 году появилось название «Ленинградский диксиленд». На афише эстрадного концерта, представлявшего куплетистов Санина и Фельцера, название коллектива обозначалось в самом низу афиши и мелким шрифтом. В течение концерта ансамблю разрешалось исполнить одну-две инструментальные пьесы. Не более. Ленконцерт отнёсся к музыкантом серьёзнее только после 1967 года, когда диксиленд триумфально выступил на фестивалях в Таллине, затем в Москве и Праге. Постепенно музыкантам разрешали играть сольное отделение, а позже и сольный концерт.
ВИДЕО: «Ленинградский диксиленд» на легендарном джаз-фестивале в Таллине, май 1967 (фрагмент документального фильма Ленинградского телевидения).
[На 4:28 и далее можно увидеть комментарий 35-летнего В.Б. Фейертага. — Ред.]

httpv://www.youtube.com/watch?v=vc6yLDOmfws

Основной состав — Всеволод Королёв (труба), Александр Усыскин (кларнет), Эдуард Левин (тромбон, фортепиано), Борис Ершов (банджо), Юрий Мирошниченко (контрабас), Александр Скрыпник (ударные). В 1983 году коллектив возглавлял саксофонист Олег Кувайцев, который считал необходимым отмечать дни рождения ансамбля и уж, конечно, юбилейные даты.

Значок 1987 года — снова к 25-летию «Ленинградского диксиленда»
Значок 1987 года — снова к 25-летию «Ленинградского диксиленда»

Ещё один значок Сергея Богданова, и снова к юбилею «Ленинградского диксиленда», только уже в 1987 году, когда почему-то опять отмечается 25-летие. Это же как считать! Первопроходцы хотели бы начать историю коллектива с клуба «Д-58», созданного в 1958, а Олег Кувайцев, возглавивший диксиленд в 1981 году, за точку отсчета принял год принятие на работу в «Ленконцерт» (1962). Я думаю, что он был прав, хотя первые афиши с упоминанием ЛД появились только в 1963-м.

Глава джаз-клуба «Квадрат» Натан Лейтес относился к этому прагматично: «Лишний раз напомнить публике о музыкантах не мешает» Так что юбилейный концерт состоялся в клубе. До диксиленда Олег был первым альт-саксофонистом в оркестре Иосифа Вайнштейна, худрук «Ленконцерта» Дмитрий Иванович Тимофеев перевёл его в диксиленд в 1981 году и назначил руководителем. До этого музыканты долго спорили, кому составлять программу, кто их них наиболее авторитетен. На самом деле, наибольшим влиянием пользовался бескомпромиссный Саша Усыскин, но он прислушивался к мнениям Эдика Левина, Саши Скыпника, Бори Ершова. Однажды в каком-то городе во время саундчека журналист спросил: «А кто руководитель ансамбля?» Саша Скрыпник, развешивая свои тарелки, мрачно крикнул: «У нас нет руководителя!»

Разговаривая однажды с Тимофеевым, я сказал: «Очень хорошо, что назначили Кувайцева, теперь там будет порядок». Худрук как-то криво ухмыльнулся: «Мы не только укрепляли коллектив, мы взяли Олега как кларнетиста и хотели избавиться от Усыскина». Но Олег, сумевший установить в оркестре дисциплину, позже признался: «Уволить Усыскина? Да, я обещал подумать. Но никогда этого не сделаю. Это же — великий музыкант!» И в дальнейшем Кувайцев играл только на саксофоне.
ВИДЕО: «Ленинградский диксиленд» на фестивале Dresden Dixie Fest, Восточная Германия, 1985

httpv://www.youtube.com/watch?v=1deODWX5RSg

Напоминаю: предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяSpotify пришёл в Россию. Как с ним работать музыканту? Рассказывает саксофонист Ленни Сендерский
Следующая статьяДжазовые пароходы джаз-клуба «Квадрат» на Неве: «концерты пока не разрешены, начинаем с прогулок»
Владимир Фейертаг
Владимир Борисович Фейертаг. Наше издание много лет назад придумало для этого человека несколько определений, которыми мы при каждом его упоминании объясняем возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения», «первопроходец джазового просветительства в России»… Сам он с присущей ему скромностью при личных встречах всякий раз просит этих звонких титулов не употреблять, но как их не употребить? Так же проще! Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет наше привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». 28 марта 2024 г. Владимир Борисович Фейертаг ушёл из жизни в Санкт-Петербурге на девяносто третьем году жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.