Джазовые значки, выпуск №10: Ленинград 1980-х из коллекции Владимира Фейертага

0
джазовые значки
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxgQLax рекламодатель: ип слепнер лев леонидович инн 770901462702
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ

Полное оглавление выпусков раздела «Джазовые значки»

Выпуск 10. «Осенние ритмы» 1982, 87, 89; два 25-летия «Ленинградского диксиленда» с разницей в четыре года

Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1982
Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1982

Насколько я помню, значки с саксофоном и зонтиком (см. также более ранние в выпуске №5) были почти на всех фестивалях «Осенние ритмы» в Ленинграде. Менялась только дата. Просто у меня некоторых не оказалось, я же не был фалеристом. Все ленинградские джазовые значки создавал Сергей Богданов, ветеран джаз-клуба «Квадрат». Значки не продавались, в 80-е годы такого бизнеса ещё не было. Их раздавали музыкантам и членам клуба.

А теперь напомню, что происходило на тех фестивалях, от которых у меня сохранились значки. В 1982 году состоялся только первый концерт, в котором выступили ансамбль «Аллегро», дуэт Анатолий БабийГалина Филатова и квинтет Валерия Зуйкова. А со следующего дня начался траур: 10 ноября 1982 умер генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель президиума Верховного совета СССР Леонид Брежнев. Рано утром я поехал в аэропорт встречать ансамбль «Медео» из Алма-Аты. Казахстанская филармония догадывалась, что концерты отменят, но музыкантам сказали: «Ребята, летите! Всё будет оплачено, гостиница забронирована, обратные билеты выкуплены»… Было грустно, Ленконцерт заказал автобус для экскурсии по городу. Сергей Курёхин увез своих друзей, любителей «нового джаза», на дачу и устроил там джем. Джаз-клуб «Квадрат» тоже старался чем-то занять музыкантов. Ну и пили, конечно. Встречаемся-то нечасто.

Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1987
Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1987

Фестиваль 1987 года уже считался международным. Госконцерт знал наши даты и предлагал музыкантов, которые оказывались под рукой. Удивительно и то, что многие ансамбли хотели приехать за свой счёт. Немцы из ГДР присылали фри-джазовых исполнителей. В 1987-м прилетело трио Хайнера Рейнхардта из Берлина, на своих машинах приехали финны, а Госконцерт направил к нам чешского гитариста Рудольфа Дашека, дуэт саксофониста Томаша Шукальского и пианиста Януша Шпрота из Варшавы и шведский квартет Mwendo Dawa. Мне запомнилось очень яркое выступление Вячеслава Назарова. Он играл на тромбоне, затем на клавишных и к тому же виртуозно использовал скэт.

Поясню, что финансовая сторона выступлений была такова: скажем, ансамбль «Аллегро» приезжает на три концерта, а я прошу его руководителя Николая Левиновского сыграть один концерт всем ансамблем, а затем выступить самому в трио и дать один концерт тромбонисту «Аллегро» Назарову. Нарушение? Да, нарушение. Но аншлаг, публика довольна, и кто же будет вникать в фестивальную систему? Начальники на концерты не приходили, джаз их не увлекал.

Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1989
Значок фестиваля «Осенние ритмы» в Ленинграде, 1989

Далее — 1989 год. Фестиваль теперь во Дворце культуры Ленсовета (2200 мест). Ленконцерт согласен проводить «Осенние ритмы», но просит найти спонсоров. В афишах появляется какой-то кооператив «Альтернатива». Госконцерт присылает американского саксофониста Ричи Коула, который с удовольствием играет с пианистом Андреем Кондаковым, гитаристом Андреем Рябовым, басистом Виталием Соломоновым и барабанщиком Олегом Бутманом. Восторг вызвал детский биг-бэнд Александра Гебеля из Кривого Рога. Гласность и отсутствие цензуры позволяет нам устроить ночной концерт «Поп-механики» Сергея Курёхина. Билеты проданы за два часа. Всем службам выплачиваем наличными за ночную вахту. Свобода!

Значок 1983 года к 25-летию «Ленинградского диксиленда»
Значок 1983 года к 25-летию «Ленинградского диксиленда»

Значок создавал художник Сергей Богданов к юбилейному концерту Ленинградского диксиленда. Считалось, что коллектив возник в 1958 году, когда появился первый джаз-клуб «Д-58». На самом деле в 1958 году диксилендов было несколько. К началу 60-х годов на виду были два ансамбля: «Нева» во главе с барабанщиком Валентином Колпашниковым (кафе «Ровесник») и группа кларнетиста Александра Усыскина, стремившаяся к легализации и потому попавшая в Ленконцерт. Только в 1963 году появилось название «Ленинградский диксиленд». На афише эстрадного концерта, представлявшего куплетистов Санина и Фельцера, название коллектива обозначалось в самом низу афиши и мелким шрифтом. В течение концерта ансамблю разрешалось исполнить одну-две инструментальные пьесы. Не более. Ленконцерт отнёсся к музыкантом серьёзнее только после 1967 года, когда диксиленд триумфально выступил на фестивалях в Таллине, затем в Москве и Праге. Постепенно музыкантам разрешали играть сольное отделение, а позже и сольный концерт.
ВИДЕО: «Ленинградский диксиленд» на легендарном джаз-фестивале в Таллине, май 1967 (фрагмент документального фильма Ленинградского телевидения).
[На 4:28 и далее можно увидеть комментарий 35-летнего В.Б. Фейертага. — Ред.]

httpv://www.youtube.com/watch?v=vc6yLDOmfws

Основной состав — Всеволод Королёв (труба), Александр Усыскин (кларнет), Эдуард Левин (тромбон, фортепиано), Борис Ершов (банджо), Юрий Мирошниченко (контрабас), Александр Скрыпник (ударные). В 1983 году коллектив возглавлял саксофонист Олег Кувайцев, который считал необходимым отмечать дни рождения ансамбля и уж, конечно, юбилейные даты.

Значок 1987 года — снова к 25-летию «Ленинградского диксиленда»
Значок 1987 года — снова к 25-летию «Ленинградского диксиленда»

Ещё один значок Сергея Богданова, и снова к юбилею «Ленинградского диксиленда», только уже в 1987 году, когда почему-то опять отмечается 25-летие. Это же как считать! Первопроходцы хотели бы начать историю коллектива с клуба «Д-58», созданного в 1958, а Олег Кувайцев, возглавивший диксиленд в 1981 году, за точку отсчета принял год принятие на работу в «Ленконцерт» (1962). Я думаю, что он был прав, хотя первые афиши с упоминанием ЛД появились только в 1963-м.

Глава джаз-клуба «Квадрат» Натан Лейтес относился к этому прагматично: «Лишний раз напомнить публике о музыкантах не мешает» Так что юбилейный концерт состоялся в клубе. До диксиленда Олег был первым альт-саксофонистом в оркестре Иосифа Вайнштейна, худрук «Ленконцерта» Дмитрий Иванович Тимофеев перевёл его в диксиленд в 1981 году и назначил руководителем. До этого музыканты долго спорили, кому составлять программу, кто их них наиболее авторитетен. На самом деле, наибольшим влиянием пользовался бескомпромиссный Саша Усыскин, но он прислушивался к мнениям Эдика Левина, Саши Скыпника, Бори Ершова. Однажды в каком-то городе во время саундчека журналист спросил: «А кто руководитель ансамбля?» Саша Скрыпник, развешивая свои тарелки, мрачно крикнул: «У нас нет руководителя!»

Разговаривая однажды с Тимофеевым, я сказал: «Очень хорошо, что назначили Кувайцева, теперь там будет порядок». Худрук как-то криво ухмыльнулся: «Мы не только укрепляли коллектив, мы взяли Олега как кларнетиста и хотели избавиться от Усыскина». Но Олег, сумевший установить в оркестре дисциплину, позже признался: «Уволить Усыскина? Да, я обещал подумать. Но никогда этого не сделаю. Это же — великий музыкант!» И в дальнейшем Кувайцев играл только на саксофоне.
ВИДЕО: «Ленинградский диксиленд» на фестивале Dresden Dixie Fest, Восточная Германия, 1985

httpv://www.youtube.com/watch?v=1deODWX5RSg

Напоминаю: предлагаю всем, кто обладает коллекциями, поделиться воспоминаниями. Присылайте на сайт комментарии, присылайте фотографии значков, поправляйте ошибки, уточняйте даты и участников джазовых событий. Наверняка есть какие-то любопытные истории, которые остались в памяти истинных джазфэнов. Таким образом мы создадим уникальную коллекцию и обогатим нашу историческую память.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяSpotify пришёл в Россию. Как с ним работать музыканту? Рассказывает саксофонист Ленни Сендерский
Следующая статьяДжазовые пароходы джаз-клуба «Квадрат» на Неве: «концерты пока не разрешены, начинаем с прогулок»
Владимир Фейертаг
Владимир Борисович Фейертаг. Наше издание много лет назад придумало для этого человека несколько определений, которыми мы при каждом его упоминании объясняем возможному неосведомлённому читателю, кто он такой: «патриарх российского джазоведения», «первопроходец джазового просветительства в России»… Сам он с присущей ему скромностью при личных встречах всякий раз просит этих звонких титулов не употреблять, но как их не употребить? Так же проще! Перечисление титулов и званий — заслуженный деятель искусств России, кавалер российского ордена Дружбы, лауреат премии им. Уиллиса Коновера, член Союза композиторов СССР, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств — вряд ли даёт исчерпывающее представление о масштабе деятельности этого человека, хотя, конечно, хорошо дополняет наше привычное «старейшина и первопроходец джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России». 28 марта 2024 г. Владимир Борисович Фейертаг ушёл из жизни в Санкт-Петербурге на девяносто третьем году жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя