In Memoriam. Легенда советского джаза Герман Лукьянов (1936-2019)

8
Герман Лукьянов
Герман Лукьянов, 1999

5 июля 2019 в возрасте 82 лет ушёл из жизни мультиинструменталист, композитор, бэндлидер, один из ярких лидеров советского джазового движения 1960-80-х гг. Герман Лукьянов. Когда ему исполнялось 80, мы впервые опубликовали в онлайн-версии издания большое биографическое интервью, которое ранее для бумажной версии «Джаз.Ру» взяла у Германа Константиновича заместитель главного редактора нашего журнала Анна Филипьева. Во вступлении было, в частности, написано:

Парадокс: его трудно назвать самым популярным или самым известным советским/российским джазменом, но невозможно представить себе историю советского джаза без Лукьянова. История поиска, творческого роста, развития собственного голоса, оригинальной интонации, история поиска своего лица и, в конечном счёте, создания отечественной школы джазовой музыки, которую без натяжки и с гордостью можно назвать «русским джазом» — это и есть история Германа Лукьянова, и успех его зарубежных выступлений — с собственным ансамблем «Каданс» на фестивале North Sea Jazz в Нидерландах в 1984 и с секстетом Игоря Бутмана в США в 2005 — убедительно демонстрирует, что «необщее выраженье» созданного Лукьяновым творческого лица понятно, привлекательно и интересно и вне русской музыкальной культуры.

Обложка «Джаз.Ру». Фото Германа Лукьянова © Павел Корбут, 2011
Обложка «Джаз.Ру». Фото Германа Лукьянова © Павел Корбут, 2011

За почти шесть десятилетий творческой биографии — семь авторских альбомов. «Советская» дискография Лукьянова — это четыре винила, вышедшие на «Мелодии» с 1982 по 1989 гг.: «Иванушка-дурачок» (запись 1981), «Путь к Олимпу» (запись 1983), «Какая снежная весна…» (1986) и «Знак блюза» (1988). Они были переизданы в 1999 г. на двух CD, названных просто «Каданс I» и «Каданс II», лейблом Boheme Music (текст для буклетов тогда подготовил крупнейший специалист по творчеству Лукьянова — музыковед Аркадий Петров) и к настоящему времени превратились — как в виниловом, так и в компакт-формате, — в коллекционные редкости (см. «Антология Каданса»).

Во второй половине прошлого десятилетия продюсер Михаил Грин произвёл запись двойного студийного альбома с новым на тот момент материалом Лукьянова в исполнении тогдашнего состава его «Каданса» — «Чёрным по белому» (Evergreen Jazz, 2008).

На рубеже десятилетий вышел концертный альбом «Постоянная величина»(Артсервис, 2010), представивший запись выступления очередного нового состава «Каданса» в Минске.

Наконец, в 2012 вышел тщательно собранный продюсером Николаем Богайчуком по архивам полувековой давности тройной (!) CD «ДоКаданс» (ArtBeat Music), который представил ранние, «до-кадансовские» (отсюда игрословица в названии) записи ансамблей Лукьянова, сделанные с 1962 по 1976 гг., с собственными комментариями Германа Константиновича в обширном буклете.

ВИДЕО: «Опус 110», 2016
Герман Константинович Лукьянов — бас-труба, Яков Окунь — ф-но, Роман Соколов — тенор- и сопрано-саксофоны, Дарья Чернакова — контрабас, Артём Юрлов — ударные

httpv://www.youtube.com/watch?v=UnLBtWEWTFw

Много или мало? Для коммерческого джаза, наверное, мало. Для музыканта, все долгие годы своей творческой истории утверждавшего собственную творческую независимость — тоже не слишком много, но весьма весомо в плане значимости каждой отдельной записи. К тому же Герман Лукьянов — из тех музыкантов, творчество которых вообще гораздо шире записанного ими материала. Приходится признать очевидное: российская джазовая звукозаписывающая индустрия — насколько такое понятие применимо к малочисленной кучке отечественных лейблов, выпускающих джаз — просто не поспевала за темпами, которыми Лукьянов создавал неизменно заслуживающие внимания новые произведения.

1966. Герман Лукьянов обсуждает с коллегами свежий номер DownBeat с Чарлзом Ллойдом на обложке (фото: Владимир Лучин)
1966. Герман Лукьянов обсуждает с коллегами свежий номер DownBeat с Чарлзом Ллойдом на обложке (фото: Владимир Лучин)

Лукьянов — музыкант, которого крайне трудно зачислить в какую-то общеизвестную категорию. Что он играл? Авторский джаз. Непростую композиторскую музыку, изложенную джазовым языком. Точнее вряд ли получится определить. На чём он играет? Лукьянов — мультиинструменталист. Впрочем, это определение недостаточно ёмко для обозначения музыканта, чьи творческие замыслы не позволяли довольствоваться уже существующими средствами и заставляли идти дальше, видоизменять старые и создавать новые уникальные инструменты, позволяющие добиться желаемого звучания. Впрочем, вполне справедливо было бы сказать, что основным музыкальным инструментом Германа Лукьянова был ансамбль «Каданс».

Герман Лукьянов
Герман Лукьянов. Фотосессия Павла Антонова для лейбла Boheme Music, готовившего переиздание работ «Каданса» на CD (1999)

Прощание с Германом состоится в 11:00 10 июля, в среду, в ритуальном зале при морге МЕДСИ, находящемся на 6-м километре Пятницкого шоссе, дом 1.

Как добраться:
Общественным транспортом: от метро «Пятницкое шоссе» до морга МЕДСИ с 08:00 до 20:00 ходит бесплатный шатл , на борту надпись МЕДСИ.
На машине: с МКАД — на Пятницкое шоссе, через 6,1 км поворот влево, к больнице и моргу.

«Джаз.Ру» выражает глубокие соболезнования близким Германа Константиновича, всему джазовому сообществу. Эта утрата поистине невосполнима. Если эпоха советского джаза и закончилась, то закончилась она в день, когда умер Герман Лукьянов.

ВИДЕО: Герман Лукьянов и «Каданс» — «Головокружение от успехов»
Празднование 75-летия Лукьянова в клубе ArteFAQ, Москва, 14.09.2011
Герман Лукьянов — тенор-горн, Алексей Круглов — альт-саксофон, Антон Залетаев — тенор-саксофон и флейта, Алексей Беккер — клавишные, Макар Новиков — контрабас, Александр Зингер — барабаны

httpv://www.youtube.com/watch?v=WQar1bXWxOQ

реклама на джаз.ру

8 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Какое горе!
    Какая утрата!
    Всего лишь 10 дней назад я обсуждал с Германом его концерт в клубе 20 августа в преддверии Дня Рождения Маэстро.
    Прощай, Герман!
    Светлая память о тебе в моей душе, в моем сердце.

  2. Герман Лукьянов — человек-стиль,великий музыкант!!! Светлая память…

  3. Прощай дорогой мой товарищ-ГЕНИЙ- ГЕРМАН ЛУКЬЯНОВ. Мои лучшие годы были работая с тобой в Оркестре Радио и ТВ Москвы п/у Вадика Людвиковского !!! ГЕРМАН — ТЫ простой и настоящий
    ГЕНИЙ ! Таким ТЫ останешься навсегда !
    Вечная Память ТЕБЕ

  4. Все когда-то умирают, трудно лишь быть готовым к неожиданному уходу близких людей… Я имел с Германом продолжительный телефонный разговор во второй половине июня (!), и он ни на что не жаловался: как всегда спрашивал (немного формально) о моих новостях и много говорил о своих планах, нынешнем составе «Каданса», нечастых выступлениях и тенор-горне, который, по его выражению, «звучит по-мужски, в отличие флюгельгорна». От моих приглашений в Австрию отмахивался… Ничто не предвещало скорого ухода — Герман был в общении таким же, как и всегда раньше… Обширное творчество Лукьянова будет ждать серьёзной дискуссии и исследования: ведь, как бы к нему не относиться, Герман — центральная фигура джазовой жизни СССР/России более чем полувека.

  5. Все когда-то умирают, трудно лишь быть готовым к неожиданному уходу близких людей… Я имел с Германом продолжительный телефонный разговор во второй половине июня (!), и он ни на что не жаловался: как всегда спрашивал (немного формально) о моих новостях и много говорил о своих планах, нынешнем составе «Каданса», нечастых выступлениях и тенор-горне, который, по его выражению, «звучит по-мужски, в отличие от флюгельгорна». От моих приглашений в Австрию отмахивался… Ничто не предвещало скорого ухода: Герман был в общении таким же, как и всегда раньше… Обширное творчество Лукьянова будет ждать серьёзной дискуссии и исследования: ведь, как бы к нему ни относиться, Герман — центральная фигура джазовой жизни СССР/России более чем полувека.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.