5 июля 2019 в возрасте 82 лет ушёл из жизни мультиинструменталист, композитор, бэндлидер, один из ярких лидеров советского джазового движения 1960-80-х гг. Герман Лукьянов. Когда ему исполнялось 80, мы впервые опубликовали в онлайн-версии издания большое биографическое интервью, которое ранее для бумажной версии «Джаз.Ру» взяла у Германа Константиновича заместитель главного редактора нашего журнала Анна Филипьева. Во вступлении было, в частности, написано:
Парадокс: его трудно назвать самым популярным или самым известным советским/российским джазменом, но невозможно представить себе историю советского джаза без Лукьянова. История поиска, творческого роста, развития собственного голоса, оригинальной интонации, история поиска своего лица и, в конечном счёте, создания отечественной школы джазовой музыки, которую без натяжки и с гордостью можно назвать «русским джазом» — это и есть история Германа Лукьянова, и успех его зарубежных выступлений — с собственным ансамблем «Каданс» на фестивале North Sea Jazz в Нидерландах в 1984 и с секстетом Игоря Бутмана в США в 2005 — убедительно демонстрирует, что «необщее выраженье» созданного Лукьяновым творческого лица понятно, привлекательно и интересно и вне русской музыкальной культуры.
За почти шесть десятилетий творческой биографии — семь авторских альбомов. «Советская» дискография Лукьянова — это четыре винила, вышедшие на «Мелодии» с 1982 по 1989 гг.: «Иванушка-дурачок» (запись 1981), «Путь к Олимпу» (запись 1983), «Какая снежная весна…» (1986) и «Знак блюза» (1988). Они были переизданы в 1999 г. на двух CD, названных просто «Каданс I» и «Каданс II», лейблом Boheme Music (текст для буклетов тогда подготовил крупнейший специалист по творчеству Лукьянова — музыковед Аркадий Петров) и к настоящему времени превратились — как в виниловом, так и в компакт-формате, — в коллекционные редкости (см. «Антология Каданса»).
Во второй половине прошлого десятилетия продюсер Михаил Грин произвёл запись двойного студийного альбома с новым на тот момент материалом Лукьянова в исполнении тогдашнего состава его «Каданса» — «Чёрным по белому» (Evergreen Jazz, 2008).
На рубеже десятилетий вышел концертный альбом «Постоянная величина»(Артсервис, 2010), представивший запись выступления очередного нового состава «Каданса» в Минске.
Наконец, в 2012 вышел тщательно собранный продюсером Николаем Богайчуком по архивам полувековой давности тройной (!) CD «ДоКаданс» (ArtBeat Music), который представил ранние, «до-кадансовские» (отсюда игрословица в названии) записи ансамблей Лукьянова, сделанные с 1962 по 1976 гг., с собственными комментариями Германа Константиновича в обширном буклете.
ВИДЕО: «Опус 110», 2016
Герман Константинович Лукьянов — бас-труба, Яков Окунь — ф-но, Роман Соколов — тенор- и сопрано-саксофоны, Дарья Чернакова — контрабас, Артём Юрлов — ударные
httpv://www.youtube.com/watch?v=UnLBtWEWTFw
Много или мало? Для коммерческого джаза, наверное, мало. Для музыканта, все долгие годы своей творческой истории утверждавшего собственную творческую независимость — тоже не слишком много, но весьма весомо в плане значимости каждой отдельной записи. К тому же Герман Лукьянов — из тех музыкантов, творчество которых вообще гораздо шире записанного ими материала. Приходится признать очевидное: российская джазовая звукозаписывающая индустрия — насколько такое понятие применимо к малочисленной кучке отечественных лейблов, выпускающих джаз — просто не поспевала за темпами, которыми Лукьянов создавал неизменно заслуживающие внимания новые произведения.
Лукьянов — музыкант, которого крайне трудно зачислить в какую-то общеизвестную категорию. Что он играл? Авторский джаз. Непростую композиторскую музыку, изложенную джазовым языком. Точнее вряд ли получится определить. На чём он играет? Лукьянов — мультиинструменталист. Впрочем, это определение недостаточно ёмко для обозначения музыканта, чьи творческие замыслы не позволяли довольствоваться уже существующими средствами и заставляли идти дальше, видоизменять старые и создавать новые уникальные инструменты, позволяющие добиться желаемого звучания. Впрочем, вполне справедливо было бы сказать, что основным музыкальным инструментом Германа Лукьянова был ансамбль «Каданс».
Прощание с Германом состоится в 11:00 10 июля, в среду, в ритуальном зале при морге МЕДСИ, находящемся на 6-м километре Пятницкого шоссе, дом 1.
Как добраться:
Общественным транспортом: от метро «Пятницкое шоссе» до морга МЕДСИ с 08:00 до 20:00 ходит бесплатный шатл , на борту надпись МЕДСИ.
На машине: с МКАД — на Пятницкое шоссе, через 6,1 км поворот влево, к больнице и моргу.
«Джаз.Ру» выражает глубокие соболезнования близким Германа Константиновича, всему джазовому сообществу. Эта утрата поистине невосполнима. Если эпоха советского джаза и закончилась, то закончилась она в день, когда умер Герман Лукьянов.
ВИДЕО: Герман Лукьянов и «Каданс» — «Головокружение от успехов»
Празднование 75-летия Лукьянова в клубе ArteFAQ, Москва, 14.09.2011
Герман Лукьянов — тенор-горн, Алексей Круглов — альт-саксофон, Антон Залетаев — тенор-саксофон и флейта, Алексей Беккер — клавишные, Макар Новиков — контрабас, Александр Зингер — барабаны
httpv://www.youtube.com/watch?v=WQar1bXWxOQ
Какое горе!
Какая утрата!
Всего лишь 10 дней назад я обсуждал с Германом его концерт в клубе 20 августа в преддверии Дня Рождения Маэстро.
Прощай, Герман!
Светлая память о тебе в моей душе, в моем сердце.
Опечатка: Ренессанс.
Герман Лукьянов — человек-стиль,великий музыкант!!! Светлая память…
RIP
Прощай, Герман!
Владимир Тарасов
Прощай дорогой мой товарищ-ГЕНИЙ- ГЕРМАН ЛУКЬЯНОВ. Мои лучшие годы были работая с тобой в Оркестре Радио и ТВ Москвы п/у Вадика Людвиковского !!! ГЕРМАН — ТЫ простой и настоящий
ГЕНИЙ ! Таким ТЫ останешься навсегда !
Вечная Память ТЕБЕ
Все когда-то умирают, трудно лишь быть готовым к неожиданному уходу близких людей… Я имел с Германом продолжительный телефонный разговор во второй половине июня (!), и он ни на что не жаловался: как всегда спрашивал (немного формально) о моих новостях и много говорил о своих планах, нынешнем составе «Каданса», нечастых выступлениях и тенор-горне, который, по его выражению, «звучит по-мужски, в отличие флюгельгорна». От моих приглашений в Австрию отмахивался… Ничто не предвещало скорого ухода — Герман был в общении таким же, как и всегда раньше… Обширное творчество Лукьянова будет ждать серьёзной дискуссии и исследования: ведь, как бы к нему не относиться, Герман — центральная фигура джазовой жизни СССР/России более чем полувека.
Все когда-то умирают, трудно лишь быть готовым к неожиданному уходу близких людей… Я имел с Германом продолжительный телефонный разговор во второй половине июня (!), и он ни на что не жаловался: как всегда спрашивал (немного формально) о моих новостях и много говорил о своих планах, нынешнем составе «Каданса», нечастых выступлениях и тенор-горне, который, по его выражению, «звучит по-мужски, в отличие от флюгельгорна». От моих приглашений в Австрию отмахивался… Ничто не предвещало скорого ухода: Герман был в общении таким же, как и всегда раньше… Обширное творчество Лукьянова будет ждать серьёзной дискуссии и исследования: ведь, как бы к нему ни относиться, Герман — центральная фигура джазовой жизни СССР/России более чем полувека.