Интервью «Джаз.Ру». Пианист Николай Мищенко о качестве жизни, колледже Бёркли и жизни онлайн

0
Nikolai Mishchenko
Николай Мищенко

В августе 2020 года 22-летний Николай Мищенко выпустил свой первый фортепианный альбом «Amberflection» и организовал проект «ДЖАЗИДЖАЗ» — онлайн- и офлайн-лекции о том, как слушать и анализировать музыку. В интервью «Джаз.Ру» Николай рассказал, как проходит учёба в бостонском музыкальном колледже Бёркли, кому будет полезно посетить его лекции и чего ожидать на предстоящих концертах в Москве: Николай (сольно и с трио) будет выступать в Джаз-клубе Игоря Бутмана два дня подряд, 14 и 15 января.

В ноябре я была на твоём концерте, и ты сказал, что хотел бы записать со своим трио альбом «Amberflection». Скажи, жива ли эта идея?

— Идея жива, мы планируем записать новый альбом в трио сразу после январских концертов. Когда я задумывал «Amberflection», я и представить себе не мог, что эта музыка зазвучит настолько по-новому в составе с барабанщиком Мишей Фотченковым и басистом Колей Ольшанским. Думаю, этот альбом станет неким завершением всей истории «Amberflection» и положит начало следующим идеям.

Трио Николая Мищенко на сцене Клуба Игоря Бутмана

Трио Николая Мищенко существует уже пять лет. Как у вас устроен сочинительский процесс?

— Чаще всего в трио мы играем мою музыку, но вклад в неё делают все участники коллектива равноправно. Я не боюсь что-то в своей музыке изменить под влиянием творческих взглядов Миши или Коли. Наоборот, я очень это ценю в нашем трио и в джазовой музыке вообще. Мы втроём много экспериментируем, а эксперименты часто приводят к неожиданным результатам, новому звучанию. Иногда ребята приносят свои композиции, и мы тоже их играем.

Николай Ольшанский, Николай Мищенко, Михаил Фотченков

В январе у тебя будет два концерта: 14 и 15 января. Один из них будет сольный, а другой с трио. Насколько разные эти выступления для тебя? Чего ожидать зрителям от этих концертов?

— Концерты будут очень разные! На сольном концерте 14 января я предполагаю провести личный, практически интимный диалог со зрителем, приоткрыть дверь в музыкальный и пианистический мир, в котором я живу. На концерте будет много импровизации, а ещё я собираюсь вынести на сцену часть своих увлечений электронной музыкой. А 15 января будет концерт в трио со специальными гостями. Для меня этот вечер — совместный праздник, возможность разделить свои интересы с любимыми музыкантами. Будем играть музыку из альбома, и новую музыку тоже. Так что приглашаю посетить оба, повторений не будет!

Ты упомянул электронную музыку, и у меня сразу возник вопрос: хотелось бы тебе двигаться в том же русле, как, например, Роберт Гласпер или Хёрби Хэнкок, работать с электронными продюсерами или хип-хоп артистами? То есть выйти за рамки устоявшихся жанров?

— Это как раз то, в чём я стараюсь развиваться последнее время. Я постепенно начинаю видеть себя не только как пианиста и композитора, но и как музыкального продюсера. Я начинаю писать треки и аранжировки для артистов, занимаюсь саунд-дизайном. Уже в январе я буду преподавать один модуль в рамках курса по саунд-дизайну на образовательной платформе GeekBrains. С Гласпером или Хэнкоком мне сложно себя сравнивать — они музыканты колоссального масштаба! Но я уже встаю на дорожку, сильно выходящую за рамки традиционного представления о том, кто такой джазовый музыкант.

Когда-то у тебя в инстаграме появился проект «ДЖАЗИДЖАЗ». Расскажи, как возникла мысль сделать такую рубрику и для кого она?

— Эта рубрика — не больше и не меньше, чем естественное выражение моей страсти к поиску интересного в мире музыки, а также желание делиться найденными тонкостями с другими. Я с жадностью слушаю музыку всю свою жизнь, и рано или поздно я должен был начать об этом говорить. Как ни странно, я стараюсь создавать видео рубрики «ДЖАЗИДЖАЗ» не для музыкантов, вернее не только для музыкантов. Эти видео в первую очередь полезны слушателям — людям, которые интересуются музыкой. Я верю, что взаимодействие с хорошей музыкой по-настоящему способно улучшить качество жизни любого человека, в независимости от интересов, а я стараюсь рассказать в чем это улучшение может проявляться и почему это так важно.

ВИДЕО: Выпуск «ДЖАЗИДЖАЗ», посвящённый аккомпанементу в джазе

Позднее ты решил делать «ДЖАЗИДЖАЗ» в офлайн формате и недавно у тебя уже было второе мероприятие в рамках этого проекта. Что обычно происходит на этих лекциях?

— Живые лекции «ДЖАЗИДЖАЗ» — одни из самых ярких событий моей творческой жизни на данный момент. На лекциях мы собираемся со слушателями не в самой формальной обстановке, чтобы слушать музыку, или, лучше сказать, учиться слушать музыку. К каждому разу я приготавливаю одну основную тему, одно явление в мире музыкальных культур, и начинаю диалог со зрителями. Мы вместе слушаем, анализируем, обсуждаем музыку. Эти лекции — свободный диалог со слушателем, попытка приоткрыть для зрителя дверь в мир творческого музыкального анализа и, конечно, получить удовольствие от музыки и общения.

Ты собираешься продолжать встречи в формате «ДЖАЗИДЖАЗ»? Есть ли у тебя планы на будущее с этим проектом?

— Недавно мне пришла идея вывести «ДЖАЗИДЖАЗ» на уровень подкаста или программы на радио. Я думаю о реализации этих идей, стараюсь найти заинтересованных людей, которые были бы готовы поддержать или реализовать проект.

Офлайн-версия проекта «ДЖАЗИДЖАЗ» в джаз-клубе «Эссе»
Офлайн-версия проекта «ДЖАЗИДЖАЗ» в джаз-клубе «Эссе»

В условиях пандемии и карантина было сложно играть концерты, и многие артисты уходили в онлайн. Насколько я знаю, помимо этой проблемы у тебя, как у студента, есть ещё одна: дистанционное обучение. Расскажи, как сейчас для тебя проходят занятия в Berklee College of Music?

— Надо отдать должное: в Бёркли основательно подготовились к онлайн-преподаванию. Я не могу жаловаться, зная плачевную ситуацию во многих отечественных университетах. Все занятия у нас проходят строго по расписанию, но главное то, что Бёркли продолжают активно приглашать разных артистов, музыкантов из индустрии, хоть и для онлайн-конференций. За последние месяцы у меня были онлайн-встречи с Джейкобом Коллиером, Уэйном Шортером, Дайан Ривз и многими другими. Конечно, учиться музыке, сидя у компьютера, непросто, но Бёркли по-настоящему заботится о своих студентах, и мы, студенты, не можем этого не видеть.

Онлайн-занятие в Бёркли: преподаватель — басист Джон Патитуччи, студент — Николай Мищенко
Онлайн-занятие в Бёркли: преподаватель — басист Джон Патитуччи, студент — Николай Мищенко

Планируешь ли ты возвращаться в Бостон или останешься жить в Москве?

— Я планирую расширять свои возможности настолько, насколько это возможно. Москва — прекрасный город, и Бостон прекрасный. Но эти города — не единственные прекрасные в мире. Я надеюсь провести большую часть 2021 года в Штатах, окончить Бёркли, находясь там. А после этого мне будет ясно, где оставаться или куда переезжать. Мир большой и интересный, было бы странно с моей стороны провести свою жизнь всего в двух местах планеты.

Есть ли у тебя большая творческая мечта? Например, собрать огромную площадку или написать саундтрек к новому фильму Кристофера Нолана?

— У меня есть несколько больших «мечт», но скорее даже не мечт, а целей, ведь я упорно двигаюсь к их достижению. Во-первых, я мечтаю записать свою музыку с оркестром, держа в руках дирижёрскую палочку. Я пишу музыку для оркестра, поскольку учусь искусству композиции для кино, так что думаю, это произойдет раньше, чем позже. Моя другая большая цель — открыть музыкальную образовательную программу, создать общество студентов, преподавателей и артистов. Общество, которое будет заботиться о своих участниках и музыкальной индустрии в целом, помогать друг другу и передавать знания. А ещё я стремлюсь выступить на джаз-фестивале в Монтрё (Швейцария). Это если коротко!

Николай Мищенко
Николай Мищенко

Год подходит к концу, все думают о том, что будет дальше. Есть ли у тебя уже какие-то планы, которые ты собираешься осуществить в 2021 году?

— Думаю, 2021 год будет интересным для меня в профессиональном плане. Предстоит записать два альбома, один из которых с американским артистом, окончить колледж. Надеюсь, у меня получится записать и свою оркестровую музыку в конце года. А вообще, я пока не чувствую конца года. 2020 тянулся долгой пеленой онлайн-жизни и, видимо, это изменится не скоро. Но и в этом, как мы выяснили, нашлись свои плюсы.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.