63 церемония вручения премии Grammy: «Грэмми», джаз и пандемический год

1
Grammy 2021

14 марта (ночью на 15 марта по московскому времени) состоялась 63-я церемония вручения премии Национальной академии звукозаписи США (NARAS) — общественной организации, объединяющей тысячи профессионалов американской музыкальной индустрии. В этом году церемония, обычно проходящая в конце января или феврале, радикально сдвинулась во времени из-за пандемии, да и проводится при крайне малом стечении публики. Официально это «Премия NARAS», но во всём мире она известна как «Грэмми» («граммофончик») — по бронзовым статуэткам граммофонов, составляющим материальное воплощение этой престижной награды. Хотя церемония и сползла на март, по статуту премии Grammy получали артисты и продюсеры, выпустившие записи за «академический год» — с 1 сентября 2019 по 31 августа 2020 — в 83 категориях (на одну меньше, чем в 2020).

Как вошло в традицию уже много лет назад, вручение «Грэмми» в джазовых категориях не показывают в телетрансляции. Увидеть вручение премий в этих категориях непросто: происходит оно отдельно, в ходе дневной так называемой «пред-церемонии», которую транслируют только на интернет-канале Академии — вместе с вручением премий за лучший звук, лучшее переиздание, лучший ремикс, лучшие записи фольклора, художественного слова, хоров, комедийных монологов, опер и т. д. Зато джазовые результаты известны раньше, чем в имена лауреатов в поп-, рок- и рэп-категориях. В частности, это позволяет нам назвать их уже в ночь на 15 марта!

В разные годы церемония проводится то на Восточном побережье США (в Нью-Йорке), то на Западном. В этом году «Грэмми» снова вручали в Лос-Анджелесе — как обычно в таких случаях, в спортивном комплексе «Стэйплс-центр» с его мега-залом на 20 000 мест. Правда, хотя карантинные меры в Калифорнии и смягчены, публики на этой огромной арене всё равно немного: продолжают действовать серьёзные ограничения.

Те самые бронзовые граммофончики
Те самые бронзовые граммофончики

Как и в минувшем году с его исполинским скандалом вокруг Академии звукозаписи, события в джазовом поле премии Grammy 2021 года выглядят довольно бледно. Но нам по-прежнему интересны именно они. И список джазовых лауреатов пр-прежнему короток: мы помним, что в последние годы на долю джазового искусства осталось всего пять (из 83) категорий премии (плюс некоторые джазовые имена, всплывающие в других жанровых категориях). Помним мы также, что в номинации попадают таланты, а победителей определяет их известность внутри Академии и квалификация пиарщиков фирм грамзаписи, причём направленная не на слушателей, а именно на тех примерно 1500 (из общего количества в 21 000) членов Академии, кто имеет право принимать решения в данном «жанровом поле» (каждый член NARAS может голосовать не более чем в 20 из 83 категорий). И естественно, что на результатах сказался уход из жизни джазового фаворита «Грэмми» последних десятилетий — пианиста Чика Кориа, обладателя наибольшего количества премий Grammy за всю их историю. Забегая вперёд, скажем, что к его прижизненной коллекции из беспрецедентных 23 бронзовых граммофончиков в 2021 году добавились два посмертных. Можно предположить, что и не последних: пока голосует нынешнее поколение членов Академии и в закромах фирм грамзаписи остаются неизданные записи Чика, список может в последующие годы ещё вырасти.

«Лучший инструментальный джазовый альбом»: Chick Corea «Trilogy 2»

Были также номинированы:

  • Ambrose Akinmusire «On The Tender Spot Of Every Calloused Moment»
  • Terri Lyne Carrington + Social Science «Waiting Game»
  • Gerald Clayton «Happening: Live At The Village Vanguard»
  • Redman Mehldau McBride Blade «RoundAgain»

«Лучший вокальный джазовый альбом» — Kurt Elling Featuring Danilo Pérez «Secrets Are The Best Stories»

Были также номинированы:

  • Thana Alexa «Ona»
  • Carmen Lundy «Modern Ancestors»
  • Somi With Frankfurt Radio Big Band Conducted By John Beasley «Holy Room: Live At Alte Oper»
  • Kenny Washington «What’s The Hurry»

«Лучший альбом латин-джаза» —Arturo O’Farrill & The Afro Latin Jazz Orchestra «Four Questions»

Были также номинированы:

  • Afro-Peruvian Jazz Orchestra «Tradiciones»
  • Chico Pinheiro «City Of Dreams»
  • Gonzalo Rubalcaba & Aymée Nuviola «Viento Y Tiempo — Live At Blue Note Tokyo»
  • Poncho Sanchez «Trane’s Delight»

«Лучшее импровизационное джазовое соло» — Chick Corea «All Blues» (трек из альбома «Trilogy 2»)

Были также номинированы:

  • Christian Scott aTunde Adjuah «Guinnevere» (трек из альбома «Axiom»)
  • Regina Carter «Pachamama» (трек из альбома вокалистки Таны Алексы Павелич «Ona»)
  • Gerald Clayton «Celia»
  • Joshua Redman «Moe Honk» (трек из альбома «RoundAgain» квартета «Редман Мэлдау Макбрайд Блэйд»)

«Лучший альбом большого джазового состава» — Maria Schneider Orchestra «Data Lords»

Были также номинированы:

  • Gregg August «Dialogues On Race»
  • John Beasley’s MONK’estra «Monk’estra Plays John Beasley»
  • Orrin Evans And The Captain Black Big Band «The Intangible Between»
  • John Hollenbeck With Theo Bleckmann, Kate McGarry, Gary Versace And The Frankfurt Radio Big Band «Songs You Like A Lot»

В минувшие годы много джазовых имён всплывало и в других джазовых категориях, прежде всего Best Contemporary Instrumental Album. В прошлом году эта традиция пошатнулась, но в 2021 знакомые джазовой публике имена вновь есть и вне джазового жанрового поля. Выясним, какие.

Лучший современный инструментальный альбом — Snarky Puppy «Live At The Royal Albert Hall»

Эта категория до 2010-х гг. именовалась «Лучший альбом современного джаза», но при большой реформе Grammy в 2012 г. осталось только слово contemporary, так как внезапно выяснилось, что инструментальные альбомы записывают также рок-музыканты… и не только: одними из номинантов текущего года оказался инструментальный альбом хип-хоп дуэта Black Violin, состоящего из двух классических скрипачей! Вот кто ещё из знакомых джазовой публике артистов был номинирован в этом году на премию в этой категории:

  • Christian Scott aTunde Adjuah «Axiom»
  • Jon Batiste «Chronology Of A Dream: Live At The Village Vanguard»
  • Grégoire Maret, Romain Collin & Bill Frisell «Americana»

В категории «Лучшая инструментальная композиция» из джазовых людей номинировался Артуро О’Фаррилл, победивший в латин-джазовой категории (см. выше), и джазовый пианист Крисчен Сэндз, а выиграла Мария Шнайдер, которая также победила в биг-бэндовой категории: бронзовый граммофончик достался ей за композицию «Sputnik» (которая отсутствует на YouTube и вообще в стриминг-сервисах, поэтому представить её читателям я не могу: такова сознательная политика Шнайдер — в стриминге её записей практически нет).

В категории «Лучшая аранжировка, инструментальная или a cappella» Grammy получил Джон Бизли, который был в этом году рекордсменом по числу номинаций: он был представлен в номинациях не только за собственный альбом «MONK’estra Plays John Beasley» (в оркестровой и аранжировочной категориях), но и за свои аранжировки для корейско-американской певицы Соми (полное имя Чон Со Ми) и для её коллеги Марии Мендес. Домой он, тем не менее, унёс только один граммофончик: за аранжировку для своего альбома пьесы Чарли Паркера «Donna Lee».

В категории «Лучший исторический альбом», где соревнуются переиздания, сборники и ранее не издававшиеся записи прошлых десятилетий, в номинациях мелькнул Нат «Кинг» Коул с компиляцией самых ранних его записей 1936-1943 гг., которую спродюсировал известный продюсер исторических переизданий Зев Фелдман, но Grammy достался сборнику записей с участием популярного телеведущего 1960-70-х гг. Мистера Роджерса.

На этом список джазовых имён среди номинантов и лауреатов Grammy-2021 исчерпан. Что он говорит нам, и говорит ли что-то — автор, если честно, не хочет высасывать из пальца. Премия NARAS с начала 2010-х гг. и так уже находится в глубоком кризисе, хотя вручение её до сих пор собирает у телеэкранов миллионы зрителей (ну, в поп-категориях, конечно, хе-хе). И, что касается конкретно джазового искусства — премия давно уже представляет не реальные процессы в музыкальной индустрии, а мастерство пиар-отделов фирм грамзаписи. Тем не менее среди победителей и тем более номинантов мы видим имена замечательных артистов, и альбомы, которые получают премию — зачастую отличные альбомы (как, например, и в 2021 году). Лучше ли они тех, которые премию не получили? Лучше ли они тех отличных альбомов, которые даже не были номинированы, потому что не попали в поле зрения 1500 голосующих в джазовом жанровом поле членов Академии звукозаписи? Этот философский вопрос автор желает оставить висящим в воздухе.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДом-музей Луи Армстронга в Нью-Йорке приглашает на онлайн-семинары по джазовому искусству
Следующая статьяСаксофонист Олег Киреев выпустил в Сербии первый российско-сербский джазовый альбом
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.