Критик Дмитрий Ухов: юбилей Санитара Леса

1
Дмитрий Ухов (фото © Павел Корбут)
Дмитрий Ухов (фото © Павел Корбут)

15 июля 2021 отмечает 75-летие Дмитрий Ухов, ветеран советской и российской джазовой журналистики, критики и музыковедения, самый последовательный в небольшом российском критическом цеху сторонник и пропагандист авангардных, поисковых направлений современной музыки (и даже далеко не только джаза).

Первые 10 лет работы «Джаз.Ру» Дмитрий Петрович был одним из наших самых активных авторов. В частности, его рубрика «Санитар леса» в тогдашнем «Полном джазе», первой версии онлайн-издания на портале «Джаз.Ру», выполняла важнейшую функцию — вскрывала перед джазовым сообществом проблемы в освещении нашего любимого вида музыкального искусства в «большой» прессе, проблемы, которые зачастую свидетельствовали о досадном недопонимании самих принципов джазового искусства у, казалось бы, вполне добросовестных и благожелательных к джазу авторов. Но с ходом дальнейшей маргинализации музыкальной журналистики в целом, оказавшейся к середине первого десятилетия нового века на задворках редакционных приоритетов в большинстве изданий «общего интереса», рубрика постепенно угасла: пропал смысл критиковать то, чего уже почти не осталось в природе. А затем в жизни Ухова началась эпоха, когда работа на радио заняла более важное место в его деятельности. Но все годы, что выходил бумажный «Джаз.Ру», в работе которого Дмитрий Петрович участия уже не принимал, мы не теряли надежды на продолжение и в выходных данных каждого бумажного номера указывали Ухова как одного из обозревателей нашего издания — с его разрешения, конечно.

Дмитрий Петрович, с днём рождения!

Дмитрий Ухов и глава лейбла Leo Records Лео Фейгин, 2009
Дмитрий Ухов и глава лейбла Leo Records Лео Фейгин, 2009

Дмитрий Ухов о себе:

Родился 15 июля 1946 года в Москве. Из того, что имеет отношение к джазу: играть начал в диксиленде английской школы №4 в 1959 году (фортепиано, ударные и… виолончель: контрабас так и не успели приобрести), но бросил по причине перехода в вечернюю 10-летку. Попытка сочетать обучение в двух вузах — на отделении структурной лингвистики филфака МГУ и каком-нибудь музыкальном (были испробованы несколько — в том числе прибалтийские, но добрался только до З-го курса заочного отделения факультета ИТК ГМПИ им. Гнесиных). Работал в издательствах «Музыка/Советский композитор», Музфонде, ГМПИ им. Гнесиных — преимущественно в области народной музыки. Но в конце концов окончил аспирантуру, написав в 1980 году диссертацию «Поэтика современной популярной песни США и Англии» на кафедре зарубежных литератур филологического факультета МГУ.

Московское джаз-кафе «Печора», лето 1969. Слева направо: музыковед Дмитрий Ухов, гитарист Николай Громин, куратор джазовых клубов от МГК ВЛКСМ Ростислав Винаров, ведущий джазовых программ «Голоса Америки» Уиллис Коновер и фотограф Владимир Садковкин (фото из коллекции Ростислава Винарова, Центр Исследования Джаза)

С 1977 года нигде не служил (за исключением одного — 1998-го года в отделе культуры газеты «Коммерсантъ-daily»), никогда ни в чем не состоял, никаких государственных или выборных должностей не занимал. Не считая краткого периода московского музыкального клуба в кафе «Печора», где по просьбе коллег-джазменов согласился вести «фольклорную» деятельность (»джаз» и «биг-бит» разрешили только при условии создания секций «народной» и «классической» музыки).

Соответственно — и никаких отличий ни от одной властной структуры не заработал. А так — премия аудиожурнала «Кругозор» в эпоху перестройки, несколько упоминаний в ежегодниках I.I.R.A. (Международной ассоциации независимого радио) и премия «Богема-джазз» в 1999 году.

1972, Москва: Дмитрий Ухов, вокалистки Валентина Пономарёва и Ди Ди Бриджуотер
1972, Москва: Дмитрий Ухов, вокалистки Валентина Пономарёва и Ди Ди Бриджуотер

Первые публикации в качестве музыкального критика — газетные мелочи в латвийской и эстонской прессе середины 60-х.

В 1970 году с подачи и под присмотром Аркадия Петрова начал делать передачи для радиостанции «Юность» и печататься на страницах аудиожурнала «Клуб и художественная самодеятельность». Постепенно радио стало основным источником средств к существованию; с 1989 года на Всесоюзном радио появились «Контрасты — от фольклора до авангарда», в 1998-м перешедшие на «Радио России». В середине 90-х также существовали «Джазовый будильник» (»Маяк», позднее Радио-1 и три часа джаза на радио «Орфей») и ещё полгода — два часа прямого эфира на аван-техно-канале «Суб-станция» (по материалам этой программы успел выйти компакт-диск ансамбля 4:33 — «Falls» на фирме «Длинные руки»).

Впоследствии вёл на «Радио России» программу «Хождение за три моря» и радиошоу «Музыка автономных областей» на «Радио Культура»

Дмитрий Ухов в студии Радио Культура, 2005
Дмитрий Ухов в студии Радио Культура, 2005

Все 80-е годы был членом худсовета Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» — от «филофонической общественности» (как эксперт по лицензионной политике с совещательным голосом). В эпоху перестройки выступил инициатором создания серий «Электронная музыка» и «Мастера блюза», участвовал также в издании нескольких альтернативно-джазовых и world music проектов (»Асфальт», «Крыша», «Л. Субраманиям в Москве» и др).

В 1989 году благодаря чистейшей случайности принял участие в организации Фестиваля советского джазового авангарда в Цюрихе. В 1994 — был visiting professor в Колледже Бёркли, но на отделении музыкальной технологии.

С 1993 г. продюсировал ежегодный фестиваль новой музыки «Альтернатива» и сделал участие джазменов в нём обязательной частью программы, так что джазовая часть этого фестиваля долгое время, до создания КЦ «ДОМ», была фактически единственным в столице ежегодным новоджазовым мероприятием.

Все годы, что существовало московское отделение всемирной Ассоциации джазовых журналистов (1998-2004), его возглавлял Дмитрий Ухов. А когда Николай Дмитриев (1955-2004) создал в Москве Культурный центр «ДОМ», Ухов стал постоянным членом Домкома — художественного совета клуба, и остаётся им уже более 20 лет.

Дмитрий Ухов, 2009
Дмитрий Ухов, 2009

Участвовал практически во всех советских и российских симпозиумах по джазу (Новосибирск, Ленинград/Петербург, Таллин, Москва). Опубликовал несколько книг переводов профессиональной музыковедческой литературы (с английского и польского языков) и большое число статей по теории музыки (в самиздатском «Квадрате» — в 70-е годы, в анналах Института искусствознания и Московской консерватории, в т.ч. «Нотация в джазе» в сборнике «К 1000-летию Гвидо д’Ареццо»). Соавтор Валентины Дж. Конен («Третий пласт», Москва, «Музыка», 1994). Периодически появляются публикации и в зарубежной печати — в основном по теории и практике новой музыки. Был джазовым обозревателем журнала «Салон AV» и «Российской музыкальной газеты».

С 1983 по 1993 (с перерывами) читал курс «История стилей эстрадного и джазового исполнительства» на музыкальном факультете Госпединститута/Педагогической академии, с 1995 — курс «Полвека новой музыки» в Школе современного искусства РГГУ.

С появлением доступной музыкальной электроники вернулся к сочинению (точнее сказать — разработке сценариев для импровизаторов) — первая работа для солирующего инструмента (Александр Пищиков на тенор-саксофоне) и магнитной ленты была записана еще в 1968 году в дни чехословацких событий. Оформил музыкальными компиляциями несколько спектаклей и телепроект по текстам Дмитрия Пригова «Оральная кантата». Совместный проект с группой параллельного кино Selektion (ФРГ) был показан в рамках цикла культурного центра «Столица» — «Немое кино/живая музыка». В 1996 на Первом форуме Международного общества экспериментальной музыки сборная команда европейских импровизаторов (солисты — Карлуш Зингару и Вернер Кодитек, участники — квартет Ghost-In-The-Machine, Раймон Стрид, Зыгмунт Краузе, Рауль Бьоркенхайм и другие, дирижёр Тим Ходжкинсон) записала композицию «In Tempore, Belli». Дважды исполнялся ремикс композиции Мортона Суботника «Silver Apples of the Moon» под названием «Золотые яблоки солнца» для двух импровизирующих солистов, поэта и компьютера.

Подробнее: интервью Дмитрия Ухова трём молодым авторам «Джаз.Ру» в старой версии «Полного джаза», 2002

Дополнительно:

Из архивов программы «Джем-Клуб» на «Радио РаКурс», 1996

Кирилл Мошков (Константин Волков) и Дмитрий Ухов за три дня до этого эфира, 17 марта 1996, в ныне не существующем Arbat Blues Club (фото © Александр Забрин)
Кирилл Мошков (Константин Волков) и Дмитрий Ухов за три дня до этого эфира, 17 марта 1996, в ныне не существующем Arbat Blues Club (фото © Александр Забрин)

Программа «Джем-Клуб» от 20.03.1996. Один из ранних выпусков «Джем-Клуба» — здесь можно слышать, что название программы устоялось не сразу: ведущий Константин Волков называет её «Джем-сешн», и эфирная «рубашка» здесь ещё не совсем такая, как в более поздних выпусках этой программы. Гость студии — джазовый критик и продюсер Дмитрий Ухов, впоследствии — председатель Московской ассоциации джазовых журналистов. Обсуждается фестиваль «Альтернатива», который проводил в 90-е годы Дмитрий Ухов, а также «альтернатива» массовой культуре — границы жанров, взаимодействие направлений, проблемы некоммерческого искусства — в общем, если отвлечься от конкретики программы «Альтернативы» 1996 года, примерно те же проблемы, которые волнуют многих и сейчас. Звучит много интересной музыки. Продолжительность 46:53

реклама на джаз.ру

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Поздравляю дорогого Диму Ухова с юбилеем. Всегда дорожил нашей дружбой, восхищался его толерантностью и невероятной эрудиции. Здоровья и оптимизма! С любовью вспоминаю квартирку на Севастопольской, в которой я даже как-то ночевал. Твой Володя

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.