Визуально: в Челябинске в 20-й раз прошёл фестиваль «Какой удивительный мир»

0
Олег Аккуратов, Валерий Сундарев. ХХ фестиваль «Какой удивительный мир». Фото © Наталья Кравченко, «Джаз.Ру»
Олег Аккуратов, Валерий Сундарев. ХХ фестиваль «Какой удивительный мир». Фото © Наталья Кравченко, «Джаз.Ру»

Международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир» проходил в Челябинске, столице Южного Урала, с 17 по 19 июня — уже в двадцатый раз. С 2018, когда из жизни ушёл основатель фестиваля — народный артист РФ трубач Игорь Бурко — арт-директором фестиваля стала музыковед Наталья Риккер; в этом году она выступала в качестве одного из двух ведущих концертов фестиваля в партнёрстве с главным редактором «Джаз.Ру» Кириллом Мошковым, который уже вёл этот музыкальный праздник в 2018-м.

17 июня первый большой фестивальный концерт проходил в Концертном зале им. Прокофьева.

«Уральский Диксиленд Игоря Бурко», солирует Пётр Востоков (Москва)
«Уральский Диксиленд Игоря Бурко», солирует Пётр Востоков (Москва)

Основой музыкальной программы фестиваля был ансамбль Челябинской филармонии, носящий имя своего многолетнего руководителя — «Уральский Диксиленд Игоря Бурко», во главе которого теперь стоит гитарист и банджоист Валерий Сундарев. С диксилендом выступали четыре солиста: кларнетист Симон Вирш (Швейцария) и три москвича — трубач Пётр Востоков, вокалист Павел Иванов и вокалист/пианист Олег Аккуратов.

Олег Аккуратов
Олег Аккуратов

Как обычно, «Уральский диксиленд» выступил как традиционный стилистический якорь фестиваля, созданного Игорем Бурко (1944-2018) как праздник исконной, чтобы не сказать архаичной, джазовой традиции. Но при этом звучание ансамбля заметно расширилось и уплотнилось, не теряя стилевой гибкости: для каждого солиста руководитель УД Валерий Сундарев сотоварищи подобрал свои краски, вполне традиционные, но далёкие от совсем уж хрестоматийных шаблонов.

Валерий Сундарев и Симон Вирш
Валерий Сундарев и Симон Вирш

Например, швейцарский кларнетист Симон Вирш, которому попасть в программу фестиваля на Южном Урале в эпоху пандемической изоляции немало помог тот факт, что живёт этот музыкант в последнее время в Санкт-Петербурге, изящно встроился в ткань эллингтоновской темы «In a Mellow Tone», столь же изящно спетой (и сыгранной на рояле) Олегом Аккуратовым.

Эллингтоновский репертуар вообще был представлен разнообразно: так, хрестоматийный «Caravan» эллингтоновского тромбониста Хуана Тисола прозвучал в вовсе не хрестоматийной версии — он был положен на пряный бит бразильской босса-новы, да и вокальный дуэт солистки «Уральского диксиленда» Кристины Рыжковской и Олега Аккуратова оказался весьма пикантным сочетанием. В этом номере солировали Пётр Востоков, Валерий Сундарев, тромбонист Наиль Загидуллин и Олег Аккуратов.

Во всех городах, на всех фестивалях широкая аудитория любит, когда поют. И вокалистов в этом концерте было больше, чем два: пел ещё и Павел Иванов, соратник Петра Востокова по Большому Джазовому Оркестру. Но одно дело, когда Павел в концертах БДО встаёт со своего места в бэнде и выходит к микрофону спеть номер-другой, а затем возвращается в оркестр играть на трубе. Здесь же импозантный баритон был представлен только как вокалист, умеющий тронуть сердца публики проникновенной манерой и мягким тембром. На видео попал исполненный им классический номер французского автора Шарля Тренэ с английском текстом Джека Лоуренса «Beyond the Sea»:

В завершение концерта участники «Уральского диксиленда» вместе с солистами и ведущими фестиваля сделали на сцене традиционную общую фотографию, которая показывает, что в этом концерте одного ансамбля в двух отделениях на самом деле участвовало совсем не мало артистов!

Улыбаемся и смотрим в камеру!
Улыбаемся и смотрим в камеру!

Второй фестивальный день в КЗ им. Прокофьева открыл ещё один постоянный участник фестиваля и один из столпов уральской джазовой сцены — флейтист и композитор Георгий Анохин. Его отделение представляло собой своего рода матрёшку или, если угодно, шкатулку с секретом. В первой части отделения он со своим ансамблем L-band играл новый авторский материал, который мы хотим представить одним примером: это его пьеса «Танец за облаками», где, помимо соло Анохина на флейте, звучит любопытное соло пианиста Константина Щеглова на синтезаторе — которое, благодаря разыгранной в финале соло лидером ансамбля и пианистом забавной сценке, стало одним из самых сценичных моментов отделения.

Затем руководитель L-band на время покинул сцену, а Щеглова за роялем сменила юная пианистка, которой именно Анохин в своё время дал «путёвку в жизнь». 14-летняя Алиса Рогулина уже третий год покоряет столицу — учится в Музыкальной школе им. Гнесиных, но родной город не забывает и вот удостоилась пусть пока и не сольного отделения, но полноценного номера на юбилейном челябинском фестивале. Давайте посмотрим, как она играет пьесу Джона Колтрейна «Moment’s Notice» в аранжировке, которую написала сама вместе со своим педагогом Николаем Чермошенцевым.

И это был ещё не последний «секрет», приготовленный Анохиным для первого отделения концерта: в финале он заиграл свою пьесу «Куб», и внезапно из-за кулис на сцену неостановимым потоком хлынули его юные питомцы из детского оркестра «Флейты Челябинска», которые с энтузиазмом подхватили заводной мотив своего учителя.

А во втором отделении Челябинск ждало открытие. Не секрет, что «Какой удивительный мир» — первоначально фестиваль традиционного джаза, чтобы не сказать — джаза крайне консервативного. Естественно, что за два десятка лет у фестиваля сложилась преданная публика, для которой нет ничего милее задорного архаического бренчания банджо и диатонических переливов кларнета вокруг яркой мелодии трубы и радостного рявканья тромбона. Но жизнь не стоит на месте, развитие джазового искусства продолжается уже примерно 120 лет, и в современном джазе есть много такого, что никак, ну никак не укладывается в рамки диксилендовой традиции. В России выросло уже не одно новое поколение музыкантов, которое, в отличие от своих предшественников советской эпохи, изначально мыслит глобальными категориями, работая по умолчанию не на локальной сцене, когда-то отделённой от большого музыкального мира ржавым железным занавесом, а на сцене всего мира — и играет на самом передовом глобальном уровне, достойно представляя всемирной публике сегодняшнее российское джазовое искусство.

Евгений Лебедев
Евгений Лебедев

Именно такой коллектив, московское LRK Trio — пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов — вышел на сцену во втором отделении. Лебедев, Ревнюк и Кравцов вместе уже более шести лет, выпустили пять альбомов, три из которых вышли не только в России, но и на влиятельном норвежском лейбле Losen Records, объездили с концертами весь мир — от Японии и Норвегии до Бельгии и Великобритании. Но на фестивале «Какой удивительный мир» они впервые, и их суперсовременный авторский джаз, прямо скажем, космически далёк от диксилендовой традиции. Но! В Челябинске знают и любят не только диксиленд, но и прекрасно разбираются в академической музыке. А в музыке Евгения, Антона и Игната ничуть не меньше влияний русской академической классики, чем энергетического напора и сложных полиритмов современного джаза. И это явно помогло их моментальному и несомненному успеху на челябинской сцене.

LRK Trio
LRK Trio

В комментариях к следующему видео на нашем редакционном канале в сервисе YouTube наш эмоциональный читатель пишет:

…И тут рухнуло небо. Зал снесло через две секунды. Изменилось всё и сразу — рояль, ударные, бас, пульт и стены, погода и природа. Челябинска больше не было — исчезли филармония, публика, трамвай, Кировский мост, пасмурное небо и вчерашнее солнце — удар, волновой фронт, плотный искрящийся поток выхватил и унёс в заоблачные выси… Открытие, откровение. Нереально, волшебно, немыслимо — круче всего, что слышал до сих пор. Невероятно.

В первые мгновения не мог поверить ушам и глазам — не может быть, неужели это со мной, неужели взаправду…

Это было настоящее чудо. Искусство с огромной буквы, стопроцентно русское, наше, обжигающее и раздирающее, раскачивающее и раскручивающее, умное и тонкое, а уровень профессионализма запредельный, невозможный, ирреальный. Так не бывает, а вот поди ж…

Это LRK Trio играет сюиту «Утро / Длинный день / Вечер / Бег» из своего нового альбома «Момент памяти».

Третий фестивальный день, 19 июня, весь прошёл под открытым небом. На фестивальной площадке у Главпочтамта на пешеходной улице Кирова пять с половиной часов выступали региональные джазовые коллективы. Оркестровое мастерство показал биг-бэнд п/у заслуженного артиста РФ Станислава Бережнова, выступавший вместе с вокальным квартетом DV Show.

Станислав Бережной дирижирует биг-бэндом на площадке у Главпочтамта
Станислав Бережнов дирижирует биг-бэндом на площадке у Главпочтамта

Молодёжный ансамбль с уверенным названием The Triton представлял город Магнитогорск Челябинской области. Молодые артисты с энтузиазмом играют джаз с изрядной массовой долей фанка и фьюжн; энергией и сценичностью особенно выделился в этом составе саксофонист Бекзат Селменбаев.

The Triton
The Triton

На грани фьюжн и рока, иногда даже вполне уверенно склоняясь именно в рок, мастеровито выступил челябинский молодёжный коллектив VG Collective, в котором выделяется харизматичностью и уверенным пониманием того, чем он занят на сцене, гитарист и вокалист Эдуард Риккер.

VG Collective
VG Collective

Трубач «Уральского диксиленда» Иван Пона, введённый покойным Игорем Бурко в ансамбль традиционного джаза на будущую замену самому себе ещё лет восемь назад, на сцене у Главпочтамта показал и иную сторону своих музыкальных интересов: его группа Jazz Brassers существует уже 14 лет и играет своего рода брасс-фанк, то есть современный джаз с активной фанковой ритмикой и упором на солирующие духовые.

Jazz Brassers
Jazz Brassers

Наиболее горячий приём у публики на открытой сцене снискал ансамбль из Екатеринбурга — диксиленд Kickin’ Jass Orchestra. Обширный (11 человек) состав изрядно стилизованного традиционного джаза впервые попал в поле зрения нашего издания два года назад:

…у этих молодых людей, учеников выдающегося екатеринбургского джазового трубача Сергея Проня, в музыкальную ткань вплетена изрядная доза постмодернизма, то есть нарочитой деконструкции модерна, его перевода в игровую форму, в которой элементы тасуются как кубики, музыкальные композиции складываются из готовых узнаваемых блоков, как конструктор «лего», и невозможно угадать — всерьёз ли это всё, или только игра в узнаваемые стилистические элементы. Особенно постмодернистским показался… номер с женским вокалом (Екатерина Прожерина)… Такова уж природа манеры пения этой барышни: она использует мелкое яркое вибрато на длинных нотах, которое органично слушалось бы в соул и r’n’b репертуаре, потому что именно оттуда и происходит, но в стилизации под ранний традиционный джаз первых десятилетий прошлого столетия звучит достаточно искусственно — как будто в саундтреке современного мультфильма, причём, скажем, японского. Совершенно не могу исключить, что именно такова цель музыкантов…

Екатерина Прожерина и лидер Kickin’ Jass Orchestra, перкуссионист Никита Новиков
Екатерина Прожерина и лидер Kickin’ Jass Orchestra, перкуссионист Никита Новиков

В принципе, два года спустя всё так по-прежнему и есть, только шоу ансамбля теперь отточено до боевой остроты и исполняется со вполне эстрадным блеском, а то самое «мелкое яркое вибрато» в вокале Екатерины Прожериной приобрело какую-то особенно напористую пронзительность. Как выяснилось, это очень импонирует довольно широкой публике, тем более что шоу ансамбля тщательно выстроено и отрепетировано, а значит — легко воспринимается. Да, это не аутентичный традиционный джаз, но это весёлый постмодернистский спектакль на тему традиционного джаза — так сказать, трад-джаз с молодым человеческим лицом, обращённый к современной аудитории.

Kickin’ Jass Orchestra
Kickin’ Jass Orchestra

Был в программе целый ряд и других коллективов, каждый из которых был вполне на своём месте и заслуживал тех аплодисментов, которыми награждала их публика. Но главное событие этого дня, которое мы приберегли для финала нашего репортажа, на самом деле предшествовало концерту у почтамта. Это традиционный полуденный уличный джаз-парад, который всегда был фирменным блюдом челябинского фестиваля. В этом году, после некоторого перерыва, сводный коллектив участников и гостей фестиваля снова прошёл по Кировке, о чём наша мобильная съёмочная группа сняла небольшой (чуть меньше 20 минут) документальный фильм. Предлагаем его вашему вниманию: он называется «Джаз на параде».

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.