108-й Europe Jazz Media Chart: 14 джазовых изданий Европы рекомендуют новые альбомы

0
Europe Jazz Media Chart

Ежемесячный Europe Jazz Media Сhart — не «хит-парад», он не связан с цифрами продаж: это список новых альбомов, которые сотрудники редакций европейских джазовых изданий, входящих в неформальный круг Europe Jazz Media, считают самыми интересными в предыдущем месяце. Редакции европейских джазовых СМИ ежемесячно составляют список, представляя по одному альбому от каждого издания.

Проект начался почти девять лет назад, в октябре 2012. Это 108-й выпуск чарта. В проекте участвуют 15 изданий, данные за август 2021 представили 14. Чарт публикуют все участвующие издания, в том числе и наше.
Более ранние выпуски

По традиции, некоторые коллеги иногда дают краткий комментарий, объясняя свой выбор. Некоторые — не дают.
Обратите внимание: по ссылкам под обложкой каждого альбома доступен просмотр или предпрослушивание большинства альбомов, часто — бесплатное прослушивание в стриминговых сервисах, а также приобретение альбомов или отдельных треков в интернет-магазинах (или напрямую у лейблов).

Анна Филипьева, «Джаз.Ру» (Россия):

Alexey Kruglov & Jaak Sooäär «Music Without Borders. The International Jazz Day at Narva Castle & Ivangorod Fortress» (ArtBeat Music)

COVER

YouTube
подробнее об альбоме

Комментарий Анны Филипьевой:
Мост через реку Нарва пролегает между двумя цитаделями 17 века — Нарвским замком, построенным шведскими королями, и Ивангородской крепостью, построенной русскими царями. Последние 30 лет река является государственной границей между Эстонией и Россией. Мост, через который обычно шло оживлённое движение, стал тихим и пустым, когда разразилась пандемия. Однако 30 апреля 2021 года два джазовых музыканта — гитарист Яак Соояэр с эстонской стороны и саксофонист Алексей Круглов с российской — выступили вместе: каждый остался в своей стране, стоя на стене замка, примерно в 130 метрах друг от друга. Они гастролировали и записывались вместе до 2020 г., но к Международному дню джаза 2021 года они не виделись около полутора лет. Получившийся в результате альбом глубоко символичен, поскольку он идеально иллюстрирует смысл Дня джаза: музыка бросает вызов стенам, мостам, границам и даже пандемическим карантинам.


Paweł Brodowski, Jazz Forum (Польша):

Marcin Wasilewski Trio «En attendant» (ECM)

COVER

Spotify | Apple Music | YouTube | Deezer | Яндекс Музыка

Комментарий Павла Бродовского:
Это был август 2019. Пианист Марцин Василевски, басист Славомир Куркевич и барабанщик Михал Миськевич приехали в студию пораньше, и у них было свободное время до прибытия специального гостя. Американский саксофонист Джо Ловано должен был присоединиться к ним на следующий день, чтобы записать «Arctic Riff», который вышел в 2020 году. Трио разогревалось в студии, а продюсер Манфред Айхер записывал. Материал этой записи, каким бы коротким он ни был, стал следующим альбомом трио, который сейчас выпускается как «En attendant» («В ожидании», по-французски). Это седьмой альбом Трио Марцина Василевского в каталоге ECM, не считая четырёх в составе квартета Томаша Станько.
Центр новой записи — три части коллективной свободной импровизации под названием «In Motion». Есть № 25 из «Гольдберг-вариаций» Баха и новые варианты двух ранее исполнявшихся пьес — «Проблеск надежды» Марцина и «Vashkar» Карлы Блей. И ещё одна жемчужина — «Riders on the Storm», которую они иногда играют вживую, продолжение их серии рок-каверов, включающую темы Бьорк, The Police и Принса.
Этой осенью трио Марцина Василевского отправится в большой тур, сначала с материалом «En attendant», а затем и с «Arctic Riff» с Джо Ловано.


Mike Flynn, Jazzwise (Великобритания):

Ferg Ireland Trio «Ferg Ireland Trio» (Mondegreen Recordings)

COVER

Bandcamp | SoundCloud

Комментарий Майка Флинна:
Яркий звук, надёжный ритм, смелая музыкальность и молниеносно быстрая игра завоевали для Ферга Айрлэнда репутацию басиста высшего эшелона в целом ряде музыкальных направлений на лондонской джазовой сцене. Перед нами новейшая разработка в серии записей его трио с участием двух ярких британских музыкантов, не уступающих лидеру по умениям, знанию традиции и склонности к бесстрашному эксперименту. Все композиции написал Айрлэнд, все находятся на крайних пределах карт современного джаза: угрожающее басовое остинато в «Stay Broke» служит основой для всевозможных изысканий альт-саксофониста Натаниэля Фэйси (Nathaniel Facey) и барабанщика Джеймса Мэддрена (James Maddren), а в «Ludwick Blues», быстрой пьесе в стилистике мутировавшего бопа, перед Фэйси открывается простор для экспериментов по поиску пределов гармонии, в которых он так искушён благодаря работе в квартете Empirical.


Dick Hovenga, Written in Music (Нидерланды):

Timo Lassy «Trio» (We Jazz Records)

COVER

Bandcamp | Spotify | Apple Music | Яндекс Музыка | YouTube | Deezer

Комментарий Дика Ховенги:
Несмотря на название «Трио», звуков тут намного больше: это чрезвычайно богатый текстурами джазовый альбом, который удачно подчёркивает возможности финского саксофониста Тимо Ласси и как автора музыки, и как инструменталиста. Идеальная «химия» между ним, басистом Вилле Херрала (Ville Herrala) и барабанщиком Яской Луккариненом (Jaska Lukkarinen) в сочетании с прекрасными аранжировками для струнной группы, которые написал Марци Нюман (Marzi Nyman), дают в результате феноменальный альбом, где струнные и электроника расширяют волшебство авторских композиций.

Jan Granlie, Salt Peanuts (Норвегия-Дания):

Mario Pavone / Dialect Trio + 1 «Blue Vertical» (Out of Your Head Records)

COVER

Bandcamp | сингл на Apple Music | сингл на Яндекс Музыке | YouTube

Комментарий Яна Гранли:
Это одна из двух последних записей, что басист Марио Павон сделал перед тем, как уйти из этого мира из-за онкологического заболевания 15 мая текущего года. И она ясно показывает, что Павон был способен сделать из хорошего джазового материала. Вместе с ним играли трубач Дейв Баллау (Dave Ballou), пианист Мэтт Митчелл (Matt Mitchell) и барабанщик Тайшоун Сори (Tyshawn Sorey), и этот прекрасный альбом показывает, что Павон был великолепным басистом и композитором (ему принадлежит авторство всех треков). Если нужно выбрать только один альбом с именем Марио Павона на обложке, я выберу этот: современный акустический джаз в самом лучшем своём проявлении, с корнями, уходящими в 50-е и 60-е, но обогащённый опытом, который музыканты приобрели в более новых джазовых направлениях.


Peter Slavid, London Jazz News (Великобритания):

Petter Eldh «Projekt Drums vol. 1» (Edition Records)

COVER

Bandcamp | Spotify | Apple Music | YouTube | Яндекс Музыка

Комментарий Питера Слэйвида:
На новейшем релизе лейбла Edition гётеборгский музыкант Петтер Элд выступает в роли композитора, продюсера и звукоинженера сведения, а также играет на басу и множестве других инструментов. Каждый из шести треков ведёт новый барабанщик, а всего в записи альбома участвовало 16 музыкантов. Британию представляют Джеймс Мэддерн и Ричард Спэйвен (чей трек был ещё в июне издан как сингл), США — Саванна Харрис, Эрик Харланд и Нэйт Вуд, а Норвегию — Гор Нильссен (Gard Nilssen). У каждого барабанщика свой подход, но любовь Элда к тяжёлым и сложным ритмам пронизывает все треки.


Christine Stephan, JAZZTHETIK (Германия):

KUU! «Artificial Sheep» (ACT)

ОБЛОЖКА

сайт лейбла | Spotify | Tidal | Apple Music | YouTube | Deezer


Viktor Bensusan, Jazz dergisi (Турция):

Nikolaj Hess «Spacelab & Strings» (Sunnyside Records)

ОБЛОЖКА

живой концерт в YouTube | альбом в YouTube Music | Bandcamp | Spotify | Deezer

Комментарий Виктора Бенсусана:
Многогранный датский джазовый пианист Николай Хесс сочиняет и играет музыку где-то между Ларсом (саундтреки фон Триера) и Марсом (также известным как его трио Spacelab, «Космическая лаборатория»). В этом альбоме он пытается показать, что 3 + 4 > 7, объединив джазовое трио и классический струнный квартет. И в результате получилась не просто смесь, а сосуществование лучшего из обоих миров.


Madli-Liis Parts, Muusika (Эстония):

Nils Petter Molvær «Stitches» (BMG)

COVER

Apple Music | YouTube | Spotify | Tidal | Яндекс Музыка


Cim Meyer, Jazz Special (Дания):

Ella Fitzgerald «Ella at Zardi’s» (Verve Records)

ОБЛОЖКА

Apple Music | Deezer | YouTube Music | YouTube

Комментарий Кима Мейера:
Не издававшаяся ранее концертная запись, которую в 1956 г. сделал продюсер Эллы Фицджералд — Норман Гранц. Два концертных сета, 21 песня вдохновенной Эллы и великолепного трио, которое свингует вовсю. Настоящий винтаж от одной из величайших джазовых артисток.


Lars Mossefinn, Dag & Tid (Норвегия):

Håkon Kornstad Trio «For You Alone» (Jazzland Recordings)

ОБЛОЖКА

Bandcamp | Apple Music | Deezer | YouTube | Яндекс Музыка


Matthieu Jouan, Citizen Jazz (Франция):

Kaja Draksler «Soothe My Soul, Feed My Thought» (Idyllic Noise)

ОБЛОЖКА

Bandcamp

Комментарий Матьё Жуэна:
Сольный фортепианный альбом, который Кая Дракслер из Словении записала в 2017 на концерте, выпущен только на виниле. У пианистки есть секретный метод создания изящного альбома: это длинная сюита, разделённая на последовательно нарративные эпизоды, которые приводят к напряжённой кульминации, прежде чем завершиться прямым и кратким изложением эллингтоновского стандарта. Мелодичная музыка в полной мере использует внутренние гармонические отзвуки и чувствительную перкуссивность рояля: неожиданное маленькое чудо, какие встречаешь время от времени.


Patrik Sandberg, JAZZ/Orkesterjournalen (Швеция):

Nils Petter Molvær «Stitches» (BMG)

COVER

Apple Music | YouTube | Spotify | Tidal | Яндекс Музыка

Комментарий Патрика Сандберга:
Бескомпромиссный норвежский трубач, композитор и продюсер Нильс-Петтер Молвер — безусловно, одно из самых ярких имён в гибридной стилистике между джазом, электроакустикой, импровизационной и композиторской музыкой, которая стала его музыкальным домом с 1990-х гг. В этом направлении, которое называют future jazz или Nu jazz, Молвер одновременно и ветеран, и первопроходец: он был среди первых джазовых музыкантов, кто обратился к новым цифровым, электронным направлениям, где сэмплированные звуки объединяются с живыми акустическими и электрическими инструментами, создавая постоянно меняющиеся звуковые ландшафты. «Стежки» — его десятый альбом в качестве лидера. Молвер дал на нём больше творческой свободы партнёрам, чем когда-либо раньше, и каждый внёс свой вклад в звуковой поток: барабанщик Эрланд Дален (Erland Dahlen), басист Ю Бергер Мире (Jo Berger Myhre, который делит с Молвером роль продюсера), а также Юхан Линдстрём (Johan Lindström) на стил-гитаре, электрогитаре и органе.


Luca Vitali, Giornale della Musica (Италия):

SKRIM «The Crooked Path» (HUBRO Music)

ОБЛОЖКА

Сайт лейбла | Bandcamp | Яндекс Музыка

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.