Фестивали трудного сезона. Международные Дни джаза в Архангельске: фоторепортаж

0
Международные Дни джаза в Архангельске 2021
Международные Дни джаза в Архангельске 2021
реклама
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ

В 2022 году отметят 40-летие Международные Дни джаза в Архангельске — один из трёх старейших джазовых фестивалей в России: наряду с фестивалями «Джаз над Волгой» в Ярославле (с 1981) и «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке Кемеровской области (с 1984), он проводится ещё с доперестроечных времён. В 1980-90-е годы фестиваль, который создал архангельский саксофонист и бэндлидер, заслуженный артист России Владимир Резицкий (1944-2001), прочно обозначил Архангельск на мировой карте джазового искусства. После безвременной смерти основателя фестиваля он некоторое время держался на набранной интенсивности, но к рубежу 2000-х и 2010-х постепенно угас. Впрочем, ненадолго: в 2011 г. продюсерский центр «Архангельск джаз» под руководством гитариста Тимофея Дорофеева впервые провёл в память о создателе Дней джаза новый «Фестиваль Владимира Резицкого», само название которого подчёркивало верность принципам покойного лидера легендарной джаз-группы «Архангельск», прославившей родной город на мировой джазовой сцене. В 2016-м фестиваль прошёл под переходным наименованием «Дни джаза Владимира Резицкого», а с 2017 года вернул себе историческое название. В октябре 2021 года «Дни джаза» уже в третий раз состоялись в рамках масштабного музыкального марафона Arkhangelsk Music Weeks. Визуальный репортаж с фестиваля представляет видеограф «Джаз.Ру» Наталья Кравченко.

Как заведено с середины прошлого десятилетия, первый концерт фестиваля был проведён в Камерном зале Поморской филармонии — гулкой и строгой «кирхе». Его открыл продюсер фестиваля Тимофей Дорофеев.

Тим Дорофеев
Тим Дорофеев
Евгений Гречищев
Евгений Гречищев

Первый фестивальный концерт представил приехавшее из Москвы трио Евгения Гречищева (фортепиано), в состав которого входят Виктор Шестак (контрабас) и Пётр Ившин (барабаны). Выдающийся джазовый педагог, Гречищев гастролирует нечасто: тем ценнее был редкий шанс послушать обширную программу его умной, тонкой авторской музыки.

Евгений Гречищев
Евгений Гречищев
Виктор Шестак
Виктор Шестак
Пётр Ившин
Пётр Ившин
Евгений Гречищев (фортепиано), Виктор Шестак (контрабас), Пётр Ившин (барабаны)
Евгений Гречищев (фортепиано), Виктор Шестак (контрабас), Пётр Ившин (барабаны)

Фестиваль снова, как и в 2020 году, представляли слушателям двое ведущих из Москвы — музыковед Елена Сергиевская, которая ведёт концерты фестиваля уже много лет, и главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, который, хотя и выступает в роли концертно-фестивального ведущего уже четверть века, в качестве ведущего архангельских фестивалей дебютировал только пару лет назад.

Ведущие на сцене Камерного зала Поморской филармонии
Ведущие на сцене Камерного зала Поморской филармонии

Второе отделение было комбинированным: проект братьев Бриль «В джазе только девушки» состоял как бы из двух стилистически разных частей.

Bril Brothers
Bril Brothers

В первой ансамбль братьев Бриль — близнецы Дмитрий Бриль (сопрано-саксофон) и Александр Бриль (тенор-саксофон) плюс пианист Иван Фармаковский, басист Владимир Кольцов-Крутов и барабанщик Давид Ткебучава — поиграл напористый современный инструментальный постбоп.

Александр Бриль, Владимир Кольцов-Крутов, Дмитрий Бриль

А во второй части появились «только девушки» — три поп-джазовые вокалистки, под аккомпанемент Bril Brothers исполнявшие популярные джазовые стандарты. Список «только девушек» несколько раз менялся вплоть до самого выступления московских гостей в Архангельске, и в результате на сцену Камерного зала Поморской филармонии вышли Александра Шерлинг, Катерина Балыкбаева и Этери Бериашвили.

Катерина Балыкбаева и Братья Бриль
Катерина Балыкбаева и Братья Бриль
Александр Бриль
Александр Бриль
Иван Фармаковский, Александра Шерлинг
Иван Фармаковский, Александра Шерлинг
Александр Бриль, Дмитрий Бриль, Владимир Кольцов-Крутов, Этери Бериашвили
Александр Бриль, Дмитрий Бриль, Владимир Кольцов-Крутов, Этери Бериашвили
Bril Brothers и Этери Бериашвили

После концерта его участники проследовали в открывшийся в 2020 году Джаз-клуб Тима Дорофеева в самом центре Архангельска, на пешеходной Чумбаровке, и предались там излюбленному способу отдыха джазовых музыкантов — джему. Интересно, что за клавишным инструментом оказалась вокалистка Этери Бериашвили, которая не просто чувствовала себя за синтезатором весьма комфортно, но и вполне компетентно аккомпанировала солистам.

Джем в Джаз-клубе Тима Дорофеева
Джем в Джаз-клубе Тима Дорофеева

Второй день фестиваля проходил в зале Архангельского городского культурного центра (АГКЦ), который в 1993 г. на базе бывшего ДК строителей создал Владимир Резицкий. На стене этого здания, как мы уже не раз рассказывали, установлена мемориальная доска в память о музыканте — то немногое, чем город почтил память своего самого известного джазмена, у которого при жизни были довольно напряжённые отношения с городскими чиновниками.

Мемориальная доска в память о Владимире Резицком

Концерт открыл международный проект — квартет российского саксофониста Алексея Круглова и эстонского гитариста Яака Соояэра (Jaak Sooäär). Дружба и творческое сотрудничество связывают саксофониста из Москвы и гитариста из Таллина уже около 12 лет. Два года из-за пандемии и закрытых границ они не выступали совместно, хотя 30 апреля 2021, в Международный День джаза, сыграли (и записали для последующего выпуска на альбоме) уникальный в своём роде концерт поверх российско-эстонской границы, не покидая при этом пределов каждый своей страны. Хотя в 2021 году ограничения начали понемногу ослабевать, немало дипломатических и бюрократических усилий было потрачено на то, чтобы в октябре трио Соояэра (басист Михкель Мялганд и барабанщик Танел Рубен) смогло приехать в Россию ради нескольких выступлений. На фестивале российско-эстонский квартет представил материал двух своих альбомов, основанных на джазовой интерпретации музыки русских композиторов-классиков — Чайковского, Мусоргского, Бородина и др.

Tanel Ruben, Jaak Sooäär, Mihkel Mälgand, Алексей Круглов
Jaak Sooäär, Mihkel Mälgand
Jaak Sooäär, Mihkel Mälgand

Конечно, и в этом материале Круглов нашёл место привычным для себя экспериментам с расширением палитры выразительных средств: были и необычные инструменты (например, детская блокфлейта), и игра на двух саксофонах одновременно, и декламация поэзии.

Алексей Круглов, Яак Соояэр
Алексей Круглов, Яак Соояэр
Алексей Круглов
Алексей Круглов
Алексей Круглов, Яак Соояэр
Алексей Круглов, Яак Соояэр

Как и первый день фестиваля, концерт в АГКЦ вели Кирилл Мошков и Елена Сергиевская.

Ведущие фестиваля
Ведущие фестиваля

Второе отделение представляло совершенно иной стилистический пласт современного джаза. Четверть века в первых рядах современного джазового мэйнстрима в Нью-Йорке сделала россиянина Александра Сипягина не только одним из самых востребованных трубачей нью-йоркского джазового клубно-студийного сообщества: он обрёл огромный педагогический опыт и влияние среди молодых джазменов всего мира, преподавая высшую премудрость джазового искусства в различных европейских консерваториях.

Александр Сипягин
Александр Сипягин

В одной из них, Консерватории принца Клауса в нидерландском городе Гронингене, его ученицей стала вокалистка из Ростова-на-Дону Алина Енгибарян — победительница престижного вокального конкурса Shure Montreux Jazz Voice Competition в Монтрё (Швейцария) 2015 г. Впоследствии она записывалась с Сипягиным в Нью-Йорке, и там у неё началась вполне уверенная собственная музыкальная карьера, которую в 2020-м прервала пандемия. Алина вернулась в Россию, где вскоре все убедились в её высочайшем профессиональном уровне и таланте, и теперь широко востребована на отечественной сцене.

Алина Енгибарян, Александр Сипягин
Алина Енгибарян, Александр Сипягин

При очередном приезде в Россию Сипягин привлёк её в свой гастрольный ансамбль, зная, что она не только талантливая певица, но и превосходная пианистка, и что у Алины отлично развита независимая координация рук и голоса, так что она может одновременно петь сложную партию инструментального вокала и играть не менее сложную басовую партию на синтезаторе.

Иван Фармаковский, Алина Енгибарян
Иван Фармаковский, Алина Енгибарян

Авторский материал Сипягина — это высший пилотаж, чрезвычайно сложная музыка в стилистике современного джазового мэйнстрима; Алина рассказывает, что освоение этого материала было совсем непростым.

Алина Енгибарян
Алина Енгибарян

Но надо сказать, что общее звучание квартета, где Сипягин играет на трубе, Енгибарян отвечает за клавишный бас и инструментальный вокал, на фортепиано играет московский мастер Иван Фармаковский, а за барабанами шаманствует остросовременный Игнат Кравцов (LRK Trio, Therr Maitz, Amber Sept), получилось удивительно прозрачным, при всей плотности и сложности музыкального материала: вот уж чего не ощущаешь, слушая этот ансамбль — так это затруднений с восприятием музыки.

Игнат Кравцов
Игнат Кравцов
Иван Фармаковский, Алина Енгибарян
Иван Фармаковский, Алина Енгибарян

А уж когда Алина спела один песенный номер под аккомпанемент одного фортепиано, проняло даже самых отъявленных скептиков: такой проникновенный вокал, такую чистоту интонации не каждый день услышишь.

Алина Енгибарян
Алина Енгибарян

Слушая Сипягина, испытываешь гордость за российскую джазовую школу: многочисленным скептикам, до сих пор твердящим о второсортности российской джазовой школы, рекомендуем послушать пару-тройку альбомов этого выпускника Гнесинской академии — и офигеть.

Александр Сипягин
Александр Сипягин
Квартет Александра Сипягина
Квартет Александра Сипягина

И, кстати, тем, кто до сих пор уверен в отсутствии в нынешнем поколении российской джазовой сцены барабанщиков высокого класса, смело можем теперь рекомендовать послушать не только Сашу Машина или Петра Ившина, но и, несомненно, совершенно иного стилистически, но в высокой степени своеобразного Игната Кравцова.

Игнат Кравцов
Игнат Кравцов

Финальное отделение Международных Дней джаза-2021 традиционно представляло ансамбль организаторов фестиваля — Арт-ансамбль Тима Дорофеева.

Тимофей Дорофеев
Тимофей Дорофеев

Победители телевизионного конкурса «Квартет 4х4» (2018) не просто герои в собственном городе: к каждому фестивалю они готовят новые программы, приглашают новых гостей-солистов. Вот и в этот раз на сцене были не только ветераны — сам Дорофеев и три бывших участника джаз-группы «Архангельск» основателя фестиваля Владимира Резицкого: вокалист/флейтист Константин Седовин, басист Николай Клишин и барабанщик Олег Юданов, плюс перкуссионист Алексей Барандов. Вместе с ними выступал музыкант из Швейцарии, ныне живущий в Санкт-Петербурге кларнетист Симон Вирш (Simon Wyrsch).

Тим Дорофеев, Олег Юданов, Симон Вирш, Николай Клишин, Константин Седовин, Алексей Барандов
Тим Дорофеев, Олег Юданов, Симон Вирш, Николай Клишин, Константин Седовин, Алексей Барандов

Кларнет не слишком распространён в современном джазе, но Вирш, несмотря на не слишком яркий темперамент — музыкант универсальный: выросший внутри полистилистики европейского джаза, он компетентно играет и импров-авангард, и джазовую традицию, и даже академическую классику. В этно-фьюжн «Арт-ансамбля», замешанном на интонациях фольклора поморского Севера, он тоже оказался вполне на месте и внёс в медитативную северную эстетику свою тембрально тёплую, но эстетически холодноватую, рассудочную краску.

Тим Дорофеев, Олег Юданов, Симон Вирш
Тим Дорофеев, Олег Юданов, Симон Вирш

В звучаниях «Арт-ансамбля» всегда ощущается некий потаённый шаманизм или волхвование, тембрально противостоящее холодноватой, «космической» электрогитаре Тима Дорофеева: за этот элемент отвечает Константин Седовин, причём и как флейтист, и как вокалист. Константин уже несколько лет как переехал из Архангельска в Сочи, но по-прежнему гастролирует с «Арт-ансамблем» по стране и исправно приезжает на Международные Дни джаза, участвуя и в организации фестиваля.

Константин Седовин
Константин Седовин

Программа Дней джаза в 2021 году оказалась сокращена на треть из-за пандемических ограничений, но нельзя не поздравить команду фестиваля с тем, что он вообще состоялся — и при этом представил публике вполне насыщенную, интересную программу, в которой нашлось место и популярным джазовым стандартам, и передовому мэйнстриму, и «авангарду с человеческим лицом», и собственным региональным звёздам с их общенациональной известностью. Трудно в наше время пытаться загадывать на будущее, но в наступивший год 40-летия Международных Дней джаза в Архангельске хочется пожелать фестивалю и лично Тиму Дорофееву как минимум удержания исторически высоких позиций на российской джазовой сцене.

Тимофей Дорофеев на сцене АГКЦ
Тимофей Дорофеев на сцене АГКЦ
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.