In Memoriam. Олег Молокоедов (1947-2022)

3
Oleg Molokojedov
Oleg Molokojedov

3 февраля в Вильнюсе (Литва) ушёл из жизни один из ярчайших музыкантов «вильнюсской школы» 1970-80-х гг. — пианист, клавишник, музыкальный журналист, джазовый педагог Олег Молокоедов. Ему было 74 года. По сообщениям близких, причиной смерти стало кардиологическое заболевание.

Олег Павлович родился в городе Брашов (Румыния) 10 апреля 1947 г. С 1961 по 1965 годы он учился в Вильнюсском музыкальном училище по классу аккордеона, в 1965-68 изучал композицию в Литовской государственной консерватории (класс Антанаса Рачюнаса). Как джазовый пианист Молокоедов появился на советской сцене благодаря выступлениям на джаз-фестивалях в столице Советской Эстонии: в 1966-м он играл на таллинской сцене со своим квартетом, а в программе эпохального Таллинского джаз-фестиваля 1967 года было уже два ансамбля из Вильнюса — трио никому ещё не известного Вячеслава Ганелина и квинтет Олега Молокоедова: он сам за роялем плюс флейтист Альгис Вазгирда, тромбонист Гедрюс Балутис, басист Владимир Андреюк и барабанщик Збигнев Жилёнис.
СЛУШАЕМ: джаз-квинтет Олега Молокоедова, запись 1967

С 1969 по 1979 Молокоедов играл во множестве разных эстрадных и джазовых коллективов Литвы. А в 1979-м началась новая глава его жизни: как пианист он сотрудничал с корифеем «вильнюсской школы» саксофонистом Владимиром Чекасиным в самых разных составах — квартете, дуэте, трио и биг-бэнде.
ВИДЕО: Владимир Чекасин (альт-саксофон), Олег Молокоедов (синтезатор) и Юрий Кузнецов (фортепиано) в телепрограмме Центрального телевидения СССР «Что, где, когда», 1986

С проектами Чекасина он, уже не только как пианист, но и как клавишник и даже трубач (впрочем, Молокоедов использовал трубу не столько как сольный инструмент, сколько как выразительную тембровую краску) выступал на многих советских и зарубежных фестивалях.

Олег Молокоедов на концерте с ансамблем Владимира Чекасина в Ленинграде, 25 марта 1987 (коллекция Натана Лейтеса, Центр исследования джаза)

После распада СССР Молокоедов, уже в независимой Литве, собирал разные составы или участвовал в ансамблях других музыкантов, преимущественно тоже из числа последователей «вильнюсской школы»: на сценах российских клубов и джаз-фестивалей неоднократно появлялись его ансамбли (или коллективы с его участием).

Vilnuis Jazz Quartet: Олег Молокоедов, частично виден Гедиминас Лауринавичюс, Витас Лабутис, Леонид Шинкаренко, Неда Малунавичюте. Декабрь 1999, культурный центр «ДОМ», Москва (фото © Павел Корбут)

Так, в 1999 г. «Вильнюс джаз-квартет» (Молокоедов — клавишные, труба; Витас Лабутис — саксофон; Леонид Шинкаренко — бас-гитара; Гедиминас Лауринавичюс — ударные) в октябре выступал в московском «Ле Клубе» (ныне Клуб Игоря Бутмана), а в декабре — в культурном центре «ДОМ» и в концерте цикла, который Владимир Чекасин несколько раз за сезон проводил в те годы в Центральном Доме художника, на сей раз с участием вокалистки и флейтистки Неды Малунавичюте, с которой этот коллектив в 2002 году выпустил в Литве и параллельно в России (на лейбле Dialog Music) сильный альбом «Vilnius Jazz Quartet featuring Neda».
ВИДЕО: фрагмент телепрограммы «Джаз и не только» (телеканал АСТ), эфир 7 ноября 1999. Автор и ведущий программы Михаил Митропольский

Отдельная история — работа Олега Павловича в музыкальной журналистике. В 1986 году он окончил факультет журналистики Вильнюсского университета и в 1989-91 годах редактировал (из Вильнюса!) выходивший в Москве журнал «Джаз» — издание Советской джазовой федерации. Правда, за три года вышло всего три номера этого издания, а с концом Советского Союза прекратилась история и Советской джазовой федерации, но роль «Джаза» как первого в советской истории неподцензурного типографского издания о джазе трудно переоценить.

Невозможно переоценить и роль Олега Молокоедова в литовской джазовой педагогике: с 1981 года он преподавал джазовые дисциплины в вильнюсской музыкальной школе им. Балиса Дварионаса и подготовил несколько поколений компетентных, успешных музыкантов-импровизаторов.

Oleg Molokojedov, 2021 (photo © Lietuvos džiazo federacija)
Oleg Molokojedov, 2021 (photo © Lietuvos džiazo federacija)

Автор этих строк не может не добавить и личную ноту. Мы не так уж часто встречались с Олегом, но могу сказать, что дружили, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте. Мне важна была поддержка, которую главный редактор «Джаза» выражал нашему изданию — ведь «Джаз.Ру», безусловно, в каком-то смысле шёл по стопам последнего советского джазового журнала. Фотография, которая завершает эту публикацию, была сделана на допотопный по нынешним временам цифровой фотоаппарат в январе 2008 года в моей московской квартире, когда мы с Олегом в очередной раз посидели у меня на кухне за чаем (и чем-то ещё), обсуждая джазовые новости. Я ценю эти воспоминания и искренне приношу соболезнования литовскому джазовому сообществу, коллегам и близким Олега Молокоедова.

Олег Молокоедов
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяVI конкурс молодых джазовых вокалистов Gnesin Jazz Voice 2022: приём заявок до 26 февраля
Следующая статьяВ пяти городах России пройдёт девятый фестиваль артистов звукозаписывающей компании «Лео Рекордс»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Очень жалко Олега, весёлый был человек. Встречались с ним неоднократно и в Новосибирске и в Архангельске, только лучшие воспоминания.
    Александр Мездриков

  2. Светлая память о замечательном друге и человеке, каким был Олег. В 80-е годы он регулярно участвовал в казанском фестивале «Джазовый перекресток» вместе с Владимиром Чекасиным. Хочу добавить фото, сделанное на концерте в Молодежном центре в 1987 году, аккордеон стал нужной краской в представлении чекасинского коллектива.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.