In Memoriam. Олег Молокоедов (1947-2022)

3
Oleg Molokojedov
Oleg Molokojedov
реклама
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ

3 февраля в Вильнюсе (Литва) ушёл из жизни один из ярчайших музыкантов «вильнюсской школы» 1970-80-х гг. — пианист, клавишник, музыкальный журналист, джазовый педагог Олег Молокоедов. Ему было 74 года. По сообщениям близких, причиной смерти стало кардиологическое заболевание.

Олег Павлович родился в городе Брашов (Румыния) 10 апреля 1947 г. С 1961 по 1965 годы он учился в Вильнюсском музыкальном училище по классу аккордеона, в 1965-68 изучал композицию в Литовской государственной консерватории (класс Антанаса Рачюнаса). Как джазовый пианист Молокоедов появился на советской сцене благодаря выступлениям на джаз-фестивалях в столице Советской Эстонии: в 1966-м он играл на таллинской сцене со своим квартетом, а в программе эпохального Таллинского джаз-фестиваля 1967 года было уже два ансамбля из Вильнюса — трио никому ещё не известного Вячеслава Ганелина и квинтет Олега Молокоедова: он сам за роялем плюс флейтист Альгис Вазгирда, тромбонист Гедрюс Балутис, басист Владимир Андреюк и барабанщик Збигнев Жилёнис.
СЛУШАЕМ: джаз-квинтет Олега Молокоедова, запись 1967

С 1969 по 1979 Молокоедов играл во множестве разных эстрадных и джазовых коллективов Литвы. А в 1979-м началась новая глава его жизни: как пианист он сотрудничал с корифеем «вильнюсской школы» саксофонистом Владимиром Чекасиным в самых разных составах — квартете, дуэте, трио и биг-бэнде.
ВИДЕО: Владимир Чекасин (альт-саксофон), Олег Молокоедов (синтезатор) и Юрий Кузнецов (фортепиано) в телепрограмме Центрального телевидения СССР «Что, где, когда», 1986

С проектами Чекасина он, уже не только как пианист, но и как клавишник и даже трубач (впрочем, Молокоедов использовал трубу не столько как сольный инструмент, сколько как выразительную тембровую краску) выступал на многих советских и зарубежных фестивалях.

Олег Молокоедов на концерте с ансамблем Владимира Чекасина в Ленинграде, 25 марта 1987 (коллекция Натана Лейтеса, Центр исследования джаза)

После распада СССР Молокоедов, уже в независимой Литве, собирал разные составы или участвовал в ансамблях других музыкантов, преимущественно тоже из числа последователей «вильнюсской школы»: на сценах российских клубов и джаз-фестивалей неоднократно появлялись его ансамбли (или коллективы с его участием).

Vilnuis Jazz Quartet: Олег Молокоедов, частично виден Гедиминас Лауринавичюс, Витас Лабутис, Леонид Шинкаренко, Неда Малунавичюте. Декабрь 1999, культурный центр «ДОМ», Москва (фото © Павел Корбут)

Так, в 1999 г. «Вильнюс джаз-квартет» (Молокоедов — клавишные, труба; Витас Лабутис — саксофон; Леонид Шинкаренко — бас-гитара; Гедиминас Лауринавичюс — ударные) в октябре выступал в московском «Ле Клубе» (ныне Клуб Игоря Бутмана), а в декабре — в культурном центре «ДОМ» и в концерте цикла, который Владимир Чекасин несколько раз за сезон проводил в те годы в Центральном Доме художника, на сей раз с участием вокалистки и флейтистки Неды Малунавичюте, с которой этот коллектив в 2002 году выпустил в Литве и параллельно в России (на лейбле Dialog Music) сильный альбом «Vilnius Jazz Quartet featuring Neda».
ВИДЕО: фрагмент телепрограммы «Джаз и не только» (телеканал АСТ), эфир 7 ноября 1999. Автор и ведущий программы Михаил Митропольский

Отдельная история — работа Олега Павловича в музыкальной журналистике. В 1986 году он окончил факультет журналистики Вильнюсского университета и в 1989-91 годах редактировал (из Вильнюса!) выходивший в Москве журнал «Джаз» — издание Советской джазовой федерации. Правда, за три года вышло всего три номера этого издания, а с концом Советского Союза прекратилась история и Советской джазовой федерации, но роль «Джаза» как первого в советской истории неподцензурного типографского издания о джазе трудно переоценить.

Невозможно переоценить и роль Олега Молокоедова в литовской джазовой педагогике: с 1981 года он преподавал джазовые дисциплины в вильнюсской музыкальной школе им. Балиса Дварионаса и подготовил несколько поколений компетентных, успешных музыкантов-импровизаторов.

Oleg Molokojedov, 2021 (photo © Lietuvos džiazo federacija)
Oleg Molokojedov, 2021 (photo © Lietuvos džiazo federacija)

Автор этих строк не может не добавить и личную ноту. Мы не так уж часто встречались с Олегом, но могу сказать, что дружили, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте. Мне важна была поддержка, которую главный редактор «Джаза» выражал нашему изданию — ведь «Джаз.Ру», безусловно, в каком-то смысле шёл по стопам последнего советского джазового журнала. Фотография, которая завершает эту публикацию, была сделана на допотопный по нынешним временам цифровой фотоаппарат в январе 2008 года в моей московской квартире, когда мы с Олегом в очередной раз посидели у меня на кухне за чаем (и чем-то ещё), обсуждая джазовые новости. Я ценю эти воспоминания и искренне приношу соболезнования литовскому джазовому сообществу, коллегам и близким Олега Молокоедова.

Олег Молокоедов
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяVI конкурс молодых джазовых вокалистов Gnesin Jazz Voice 2022: приём заявок до 26 февраля
Следующая статьяВ пяти городах России пройдёт девятый фестиваль артистов звукозаписывающей компании «Лео Рекордс»
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Очень жалко Олега, весёлый был человек. Встречались с ним неоднократно и в Новосибирске и в Архангельске, только лучшие воспоминания.
    Александр Мездриков

  2. Светлая память о замечательном друге и человеке, каким был Олег. В 80-е годы он регулярно участвовал в казанском фестивале «Джазовый перекресток» вместе с Владимиром Чекасиным. Хочу добавить фото, сделанное на концерте в Молодежном центре в 1987 году, аккордеон стал нужной краской в представлении чекасинского коллектива.

Добавить комментарий для Игорь Зисер Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.