Легенда русского джаза Николай Левиновский: большое биографическое интервью

3
Николай Левиновский, 1970-е гг. (фото из коллекции АНО «Центр исследования джаза»)
Николай Левиновский, 1970-е гг. (фото из коллекции АНО «Центр исследования джаза»)
erid 2VtzqxQ3rSe рекламодатель: фонд игоря бутмана, инн 7709474010
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФОНДА ИГОРЯ БУТМАНА НА ОЗОНЕ

14 декабря отмечает 80-й день рождения известнейший джазовый композитор, аранжировщик, пианист, клавишник — Николай Левиновский, один из столпов русского джаза. Заслуженный артист РСФСР, лидер легендарного ансамбля «Аллегро» с 1990 года живёт в США, но при этом его творчество продолжает оказывать прямое влияние на развитие джазовой сцены в России — хотя бы потому, что он многие годы работал как музыкальный руководитель, аранжировщик, автор и/или оркестровщик значительной части репертуара Московского джазового оркестра Игоря Бутмана, несколько лет гастролировал с ним как пианист, и даже самый новый по времени выхода альбом оркестра, «Образы. Мусоргский и Бородин» (2024), состоит из музыки в аранжировках Николая Левиновского.

Творческую биографию Николая Левиновского «Джаз.Ру» подробно освещал в год его 75-летия в очерке «Легенда российского джаза Николай Левиновский: три четверти века».

А сегодня мы хотим дать слово самому Николаю Яковлевичу. Летом 2021 г. именно его биографическое интервью стало первой беседой, снятой для будущего документального фильма и телесериала «ДЖАЗ 100», сценарий к которым написал главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. Эту его беседу с Левиновским мы и предлагаем вашему вниманию.

Июль 2021, после съёмки интервью для фильма «ДЖАЗ 100»
Июль 2021, после съёмки интервью для фильма «ДЖАЗ 100»

— Я родился и рос в послевоенном Советском Союзе. У меня были какие-то природные музыкальные данные: слух, память — и всё, что вокруг меня звучало, я воспринимал очень живо. В шестилетнем возрасте меня отдали в музыкальную школу, в приказном порядке, как это было в советских семьях. Привели в музыкальную школу, и давай: всё, будешь тут учиться на фортепиано. Ну, я послушный ребёнок, я стал учиться. Мне шесть лет, семь лет, я аккуратно изучаю всё, что мне задают: этюды, инвенции Иоганна Себастьяна Баха, лёгкие сонатины Моцарта и прочее — всё учу старательно, но тяги к этому, душевного волнения не испытываю. Вот как живу, так и живу. Хожу аккуратно в музыкальную школу, на сольфеджио пою упражнения, диктанты пишу первым номером. Прославился: такой вот ужасно способный мальчик. Но к музыке никакой тяги нет. Скучно мне!

Помню, что первые проблески интереса к музыке как таковой я ощутил не в музыкальной школе, не в оперном театре, куда я ходил с родителями с детства (они были работниками Саратовского оперного театра). Я услышал интересную для меня музыку на катке рядом с домом! Я, конечно, туда шастал каждый день с коньками. И вот мы катаемся на коньках, и из репродуктора несётся музыка, какая-то странная музыка — она не похожа ни на то, что я учил в музыкальной школе, ни на то, что я слушал в Оперном театре: совсем другая музыка. Что за музыка? Какая-то интересная. Ритмичная какая-то, какие-то тембры непонятных инструментов. И какой-то общий дух такой… я этого ещё не осознавал и даже не мог бы это сформулировать тогда. Теперь я понимаю, что это было совершенно иное. Это был сигнал, посланный из какого-то другого мира, не существующего здесь, среди нас.

Вместе с тем, забегая вперёд, могу сказать:  хотя вокруг была оголтелая пропаганда против загнивающего англо-американского джаза и вообще этого загнивающего англо-американского буржуазного искусства, но при этом такая музыка — как бы полуджазовая — звучала по радио на катке. Или ты мог пойти в магазин грампластинок и вдруг увидеть пластинку «На юге. Медленный фокстрот» оркестра Дюка Эллингтона. То есть типичная советская ситуация: правая рука не знала, что делала левая рука. Одна пропагандирует против, с другой — только пойди, купи и слушай дома, такая вот парадоксально забавная на сегодняшний день ситуация.

Вот так я услышал джаз — не зная ещё, что это джаз. Но это была музыка, которая меня стала волновать и притягивать. И я уже бежал на каток не столько кататься на коньках, сколько слушать эту музыку. Я даже помню первые мелодии, которые на всю жизнь себе вбил в голову ещё тогда: например, чудную мелодию «Stardust» я выучил на катке. Только потом уже, много лет спустя, я узнал, что это «Stardust». 

По-настоящему, как бы всерьёз, я целенаправленно увлёкся джазом, когда однажды один мой сосед или приятель показал мне, как на коротких волнах приёмника ловить передачу Уиллиса Коновера на «Голосе Америки». Вот тут я уже был окончательно сражен — [эта передача] меня просто в самое сердце убила наповал. Сразу. Безоговорочно. С тех пор я уже джазист, хотя я тогда этого даже и не понимал. Каждый вечер в 11 часов 15 минут (вечера. — Ред.) я приникал к маленькому радиоприёмнику и слушал эту передачу. Это была моя школа, это был мой институт, это были мои университеты. Вот так я познал джаз и увлёкся им.

На сцене грандиозного Гала-концерта к 100-летию российского джаза в Большом театре, Москва, 1 октября 2022 г. Николай Левиновский поздравляет собравшихся с юбилеем отечественной джазовой сцены
На сцене грандиозного Гала-концерта к 100-летию российского джаза в Большом театре, Москва, 1 октября 2022 г. Николай Левиновский поздравляет собравшихся с юбилеем отечественной джазовой сцены

Конечно, ещё от этого увлечения до первых попыток что-то сыграть и что-то понять было еще тоже очень далеко. Я, конечно, стал пытаться что-то подобрать, но ничего не получалось. Я не знал, как к этому подступиться. То есть я слышу всё: чудная музыка, хочется что-то попробовать, подходишь к роялю — тыр-пыр, и всё не туда. Прошло время, прежде чем я стал что-то такое постигать. Но вместе с тем мне уже было лет 15, я уже поступил в музыкальное училище — я ещё ничего не умел, ноль полный, но каким-то образом по моему родному городу Саратову уже пошла слава: мальчишка всё умеет, знает, играет что-то такое… Меня стали звать на так называемые халтуры. Были местные джазовые музыканты — старше меня, уже взрослые парни, но я у них пользовался репутацией. Почему-то они стали меня брать. Я быстро нахватывался, они что-то показали, я тут же это всё запоминал, заучивал и, в общем-то, вписался в эту среду взрослых лабухов. Они меня всему научили. И даже тому, чему не нужно было учить…

Я помню, колоссальный толчок моему продвижению, так сказать, в профессионалы дало то, что я однажды получил в руки пластинку биг-бэнда Оскара Питерсона — и крутил эту пластинку бесконечно, бесконечно: выучил наизусть все аранжировки, все соло. Мне уже было лет 16. Я почувствовал, что я расту как гриб, или как на дрожжах, многое начинаю уметь, многое начинаю понимать. В общем, у меня появляется какой-то критический взгляд: вот это хорошо, это плохо. Я услышал Чарли Паркера с Диззи Гиллеспи… Это всё было в начале 60-х, это было время моего становления как джазового музыканта.

В этот момент — 1962, 63 год — цензура в отношении джаза стала слабеть, к нему вдруг стал проявлять интерес комсомол, были попытки создать джазовый клуб, фестиваль. В Саратове из этого ничего не вышло, но вышло в других городах — в Куйбышеве, в Воронеже, в Ростове, в Донецке… В Саратове открылось какое-то «Молодёжное кафе», и по отношению к джазу стала, так сказать, проявляться лояльность.

«Молодёжное кафе» в Саратове, 1960-е гг.
«Молодёжное кафе» в Саратове, 1960-е гг.

Потом меня призвали в армию. Меня специально брали, чтобы я там делал аранжировки: я уже что-то мог написать. Как ни странно, именно в армии я испытал в смысле джаза режим наибольшего благоприятствования: в музучилище, потом в консерватории джаз ещё все-таки время от времени критиковали. А в армии наоборот: меня даже поощряли. Я помню, один милый лейтенант мне магнитофон принёс, чтобы я слушал записи и у меня всё было под рукой: магнитофон, пианино… В общем, три года в армии (столько составлял срок обязательной службы в 1960-е гг. — Ред.) я жил очень хорошо. В конце концов, именно в армии я впервые принял участие в джазовом фестивале: это было в городе Куйбышев (ныне Самара. — Ред.) в 1967 году. Начальство отнеслось благосклонно: пожалуйста, выступайте. Вот так состоялся мой дебют: вся московская и петербургская джазовая элита собралась тогда на этот фестиваль. Там был Володя Фейертаг, Владимир Борисович Фейертаг, прошу прощения. Там были Алексей Николаевич Баташев и Аркадий Евгеньевич Петров — присутствовали все эти глыбы советского джаза того времени, и они мне дали путёвку в жизнь: я вдруг обнаружил себя известным (смеётся). Я уже осознал: всё, я — джазист.

За кулисами грандиозного Гала-концерта к 100-летию российского джаза в Большом театре, Москва, 1 октября 2022 г.: исполнительный директор Фонда Игоря Бутмана Роман Христюк, Николай Левиновский и Владимир Фейертаг
За кулисами грандиозного Гала-концерта к 100-летию российского джаза в Большом театре, Москва, 1 октября 2022 г.: исполнительный директор Фонда Игоря Бутмана Роман Христюк, Николай Левиновский и Владимир Фейертаг

Я приехал в Саратов, это был конец шестидесятых годов. Мне тут же же поручили возглавить местный биг-бэнд, я стал его музыкальным руководителем. Мы выступали на джазовых фестивалях в течении нескольких лет. Я окреп, вырос, чему-то научился. Помню, на одном из фестивалей Борис Фрумкин — такой же молодой, как и я, но уже гораздо более опытный москвич — сказал мне таким «лабушским» языком: чувак, у тебя клёвые ходы, ты давай в Москву перебирайся, тебе здесь делать нечего! Я запомнил эти слова, но не придал им значения. Это был 1967 год, как сейчас помню. И что вы думаете? Не прошло и двух лет, как я оказался в Москве по приглашению не кого иного, как Эдди Игнатьевича Рознера. Каким-то образом он прознал про меня, про то, что у меня есть состав. Я жил в Саратове в небольшой каморке, и вдруг раздаётся телефонный звонок: вас вызывает Москва. «Золотко, это с вами говорит Эдди Рознер. Золотко, я чудные отзывы слышал о вас. Не хотите работать мой биг-бэнд?» Я замер, чуть дар речи не потерял. «Вы приезжайте Москва, мы поговорим подробнее». Вот так началась моя московская карьера. Откуда узнал Рознер, кто ему сказал… Я так подозреваю, что сказал ему, видимо, Баташев: он все-таки был наиболее контактен и знал всех вокруг — но он никогда в этом в итоге не признался.

В общем, я стал работать в оркестре Рознера: не только я, а весь мой тогдашний квартет в лице барабанщика Виктора Епанешникова, саксофониста Володи Коновальцева и басиста Коли Николенко. Я уже делал аранжировки, меня позвали с моими аранжировками в оркестр Людвиковского (Концертный эстрадный ансамбль Всесоюзного радио и Центрального телевидения п/у Вадима Людвиковского. — Ред.): Герман Лукьянов меня, так сказать, протежировал. Мои аранжировки там понравились. Я работал в эстрадном оркестре под управлением Эдди Рознера, потом я работал в оркестре Анатолия Кролла, который сменил Рознера после его ухода на пенсию, затем перешёл в оркестр радио.

Потом я лет шесть своей жизни отдал народному артисту СССР Муслиму Магомаеву: к джазу это никакого отношения не имело, но это была хорошая работа, а на досуге мы могли играть и джазовую музыку. Время было, прямо скажем, какое-то непонятно-застойное для джаза: никто ничего не запрещал, но никто ничего не разрешал, фестивалей не было, всё замерло.

И вдруг — это был год 1976-й, по-моему, или 77-й — я уже, так сказать, как-то закрепился в Москве, какую-то репутацию имел, то-сё. Вдруг звонок: вам звонят из  Министерства культуры Российской Федерации. До каких высот добрался! Зайдите, есть хороший разговор. Я пришёл. Застаю там вездесущего Алексея Николаевича Баташева, Герман Лукьянов там, Игорь Бриль, Лёня Чижик… и я. Ну и начальник — был такой некто Макаров (начальник Управления музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР в 1977–1981 гг. Андрей Макаров. — Ред.). Разговор пошел, ни больше ни меньше, как «довольно джазу быть на задворках, пора его вытаскивать на концертную эстраду и пора джаз делать частью всего нашего музыкального искусства».

Николай Левиновский в 1970-е гг.
Николай Левиновский в 1970-е гг.

Что вы думаете? Я двумя руками за, конечно, кто будет против такого? Я всю жизнь мечтал об этом, и вдруг такое предлагают тебе с самой верхней позиции. Давайте всё будем делать! Короче говоря, нас всех тут же записали. Нам предложили пройти тарификацию, аттестацию, дали концертные ставки. Нам дали [право на] джазовый концерт в двух отделениях. И вдруг, не очнувшись, даже не моргнувши, мы вдруг уже артисты Москонцерта: камерный джазовый коллектив, концерт в двух отделениях, езжай. Всё. С Магомаевым было покончено немедленно и бесповоротно. Так начался ансамбль «Аллегро».

Опять начались джазовые фестивали, был мощнейший фестиваль в Тбилиси в 1978 г., где все просто ахнули от того, какие [в СССР] есть джазовые музыканты. Сразу после этого был джазовый фестиваль в Москве, где мы, я не постесняюсь сказать, произвели фурор. Все подбегали, все руки трясли. Даже Герман Лукьянов, Царствие ему небесное, он всегда был скуп на похвалы — сказал: «Вы меня поразили».

Начались гастроли по городам и весям. Начались записи пластинок, атмосфера потеплела, всё стало нас вокруг звать. Все нас зовут туда, сюда, в Ленинград нас зовут, в Ригу нас зовут, куда-то нас ещё зовут. На телевидение нас зовут! Просто какие-то вдруг ни с того ни с сего стали… звёзды! Вчера ещё были никому не известные музыканты, и вдруг стали звёзды.

Я как сейчас помню, мы поехали на наши самые первые гастроли — абсолютно никому не известные, какой-то квинтет какого-то там Николая Левиновского. Кто? Чего? Никто ничего не знает, рекламы-то никакой не было. И вдруг мы едем на гастроли. Приезжаем, как сейчас помню, в город Томск. Дело было предновогоднее, холод был собачий, птицы падали на лету. И вот я помню, мы едем из аэропорта в этом холодном трясучем филармоническом автобусе, и администратор, который нас встречал, спрашивает: «Слушайте, ребята, а кто вы такие?» Я говорю, мы джазовый ансамбль, а почему вы спрашиваете? Он говорит, да меня интересует вот что: мы вас в филармонии не знаем, а на пять концертов все билеты проданы. Вот так вот, как говорится, сарафанное радио работало. Никто ничего не знает, но как только вывесили афишу «Джаз-ансамбль Левиновского» — пять концертов было битковых в зале филармонии, на 800 человек зал, как сейчас помню. И вот тут мы почувствовали себя окрылённо, потому что мы действительно увидели живьём, воочию, что джаз нужен публике, она им интересуется, и она на эти концерты пойдёт.

И с этого времени в течение ближайших пяти–семи лет мы себя чувствовали уверенно: мы был не просто гастролёры, а так называемые кассовые гастролёры.
ВИДЕО: Николай Левиновский «Песнь увядающих цветов». Ансамбль «Аллегро», 1986

А потом, в середине восьмидесятых годов, постепенно это стало потихонечку затихать, я стал это обнаруживать. Публики потихонечку становилось меньше и меньше. Раньше мы, скажем, приезжали в город Саратов на пять концертов, играли пять аншлагов, и ещё филармония делала дополнительный, шестой, потому что публика хотела и хотела ещё. А через шесть лет мы уже приезжали на три концерта, и так… so-so. Видно было, что интерес к джазу гаснет. Но вместе с тем возникает интерес в Советском обществе к другому, не к джазу. Ну вот… вот и всё. Расцветала вся наша заграничная гастроль, и в параллель увядала наша советская джазовая жизнь. Достаточно сказать, что в течение 1989 года у нас не было ни одного концерта на территории Советского Союза. А всё, что мы делали, мы делали за рубежом: в том году мы ездили в Финляндию, в Индию, в Португалию, в Данию, в Западную Германию и в Югославию. Вот так. Приехали из одной поездки, оклемались, собрали чемоданы — и в следующую. А в Союзе ничего не происходило, всё затихло. И ещё семейные обстоятельства, дети росли. Хотелось что-то ещё повидать… и так далее.

Ансамбль «Аллегро», 1980-е гг.
Ансамбль «Аллегро», 1980-е гг.

Я не аналитик, и я не социолог, но я думаю, что положение в Советском Союзе стало катастрофически ухудшаться — не только в смысле джаза, а и в отношении многих других вещей — потому, что людям стало просто, грубо говоря, не до музыки. Не до жиру, быть бы живу. Вот так я пришёл к эмиграции.

Дотянулись мы до 1989 года, и я принял судьбоносное решение эмигрировать в Америку. Теперь вы со мной разговариваете как с американским гражданином, прошедшим уже, как говорится, американские огни, и воду, и медные трубы. Ну может, о медных трубах слишком громко, но огни и воду точно прошёл. Ну вот вся моя история вкратце…

Николай Левиновский на улицах Нью-Йорка, февраль 2000 г. (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Николай Левиновский на улицах Нью-Йорка, февраль 2000 г. (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

ОТ РЕДАКЦИИ: доброго здоровья на многая и благая лета, Николай Яковлевич!

СЛУШАЕМ новый альбом Московского джазового оркестра с сюитами Николая Левиновского на основе тем Модеста Мусоргского и Александра Бородина

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяСовместный проект к Рождеству: вокалистка Ольга Синяева и LRK Trio записали «Christmas Album»
Следующая статьяРадиостанция «Радио Jazz» начала вещание в Санкт-Петербурге
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Это не интервью, а отрывки из книги Левиновского. Я понимаю, что Вы этот комментарий, как обычно, не пропустите к пользователям Вашего сайта. Но не беда, он для Вас: не нужно дурачить читателей, а себя ставить в уязвимое положение.

    • Мы понимаем, что фильм Вам посмотреть было негде. Но это именно интервью, снятое для фильма. Прислать Вам фонограмму интервью для сверки с опубликованным текстом? Мы понимаем, что, как обычно, Вам трудно удержаться от попыток выставить себя всезнайкой, но в данном случае попытка совершенно безосновательная. Да и трудно предположить, что Н.Я. рассказывал бы как-то по-другому истории, которые уже не раз рассказал, в том числе и в письменном виде. Конечно, фактологическая канва одна и та же, ведь это одна и та же жизнь.

Добавить комментарий для Сабирджан Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя