67 церемония вручения премии Grammy: «Грэмми», джаз и пепел пожаров

0
Grammy 2025
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxgQLax рекламодатель: ип слепнер лев леонидович инн 770901462702
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ
ГРУППА МАРИМБА ПЛЮС ОТРАЖЕНИЕ

Не успел остыть пепел пожаров, уничтоживших в январе часть пригородов Лос-Анджелеса, как в калифорнийском мегаполисе вновь вручили ежегодную премию Национальной академии искусства и науки звукозаписи (NARAS). Пожары тут упомянуты не зря: они ударили и по музыкальному сообществу. Сгорел дом контрабасиста и бэндлидера Джона Клэйтона — со всем имуществом, в том числе сгорел и принадлежавший Джону контрабас великого Рэя Брауна. Потеряли дома и имущество ветеран фьюжн-сцены, бас-кларнетист и саксофонист Бенни Мопин, клавишник и композитор стиля «контемпорари-джаз» Джефф Лорбер… Потерял дом и студию барабанщик Джоэл Тейлор, объездивший пол-России с фестивалем «Джазовая провинция» партнёр Леонида и Николая Винцкевичей по Vintskevich-Taylor Project. Сгорел дом, где жил до 2009 г. легендарный фри-джазовый барабанщик Рашид Али и где сохранялись его архивы и имущество. Потеряли всё саксофонист Стив Леман, саксофонист фанк-группы Kool and the Gang Луис Ван Тейлор, его более молодая коллега Хэйли Нисуонгер, 90-летний трубач Бобби Брэдфорд и буквально сотни других профессионалов музыкальной индустрии — звукоинженеры, работники лейблов, музыкальные педагоги, артисты всех направлений музыки, от классики до рока…

И тем не менее 2 февраля именно в Лос-Анджелесе музыкальная индустрия США в 67-й раз отметила самых успешных своих участников профессиональной наградой, известной как «Грэмми» — по бронзовым статуэткам граммофонов, составляющим материальное воплощение этой престижной награды. NARAS — общественная организация, объединяющей тысячи профессионалов американской музыкальной индустрии. Подчеркнём слово «американской»: в предварительном отборе участвуют только записи, музыкальные видео, музыка из фильмов и т.п., доступные на рынке США. Естественно, что только присутствующие на американском рынке работы попадают и в список номинантов, из которого тайным голосованием всех членов Академии избираются победители.

Принято считать, что в номинациях отмечают таланты, а вот выбор победителей определяет известность внутри Академии и квалификация пиарщиков фирм грамзаписи, причём направленная не на слушателей, а именно на тех примерно 1500 (из общего количества в 21 000) членов Академии, кто имеет право принимать решения в данном «жанровом поле»: каждый член NARAS может голосовать не более чем в 20 из нынешних 94 стилевых и форматных категорий. 

Немаловажный фактор выбора — внутриамериканская политическая «повестка», которая сейчас находится в состоянии крайнего обострения.

А теперь к джазовым результатам: нас ведь интересуют именно они. Список джазовых лауреатов пр-прежнему короток: мы помним, что в конце 2010-х годы на долю джазового искусства осталось всего пять (из 83) категорий премии. Сейчас их больше: шесть, но из 94, то есть общий процент джаза в списке категорий по-прежнему невелик. Правда, некоторые джазовые имена по-прежнему всплывают в других категориях: премии за лучшую аранжировку, лучший современный инструментальный альбом, лучшее историческое переиздание и т.п. часто получают джазовые записи. Так случилось и в этом году.

Собственно джазовые лауреаты:

ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ДЖАЗА: Meshell Ndegéocello «No More Water: The Gospel of James Baldwin»
Категория введена в 2024 г.: альтернативный джаз определяется как «смешение и выход за рамки стилей, в котором соединяется джаз (импровизация, интеракция, гармония, ритм, аранжировки композиция и стилистика) с другими стилями, включая R&B, хип-хоп, классическую музыку, современную импровизацию, экспериментальную музыку, поп, рэп, электронную танцевальную музыку и художественное слово». Если вдуматься, нужда в такой категории давно настала: смежные и пограничные явления вокруг джазового искусства в последние два десятилетия приносят всё более успешные (и эстетически, и даже коммерчески) плоды. И, в общем, альбом-посвящение легендарному афроамериканскому писателю и поэту Джеймсу Болдуину, который записала и выпустила на не менее легендарном джазовом лейбле Blue Note почтенная зачинательница стиля неосоул, певица, автор песен и басистка Мешелл Ндегеочелло — действительно в каком-то (ну, очень широком) смысле тоже джаз, но… альтернативный.

ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ ЛАТИН-ДЖАЗА: Zaccai Curtis «Cubop Lives!»
Прекрасный хардбоповый пианист, 43-летний Заккай Кёртис из Нью-Йорка обращает своё творческое внимание на «кубоп» — исторически первый (конец 1940-х) смешанный стиль на грани модерн-джаза и афрокубинской музыки, то есть буквально смесь Кубы и бибопа. Отличный альбом, по-хорошему старомодный и при этом полный жизненной энергии.

ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ БОЛЬШОГО ДЖАЗОВОГО СОСТАВА: Dan Pugach Big Band «Bianca Reimagined: Music for Paws and Persistence»
Барабанщик Дан Пугач в родном Израиле играл в военном оркестре, но в Нью-Йорк в 2006 г. он переехал уже джазовым музыкантом. Его оркестровый альбом состоит из авторской музыки, посвящённой… спасению собак. Это вторая главная страсть Дана и его жены: они спасают выброшенных недобросовестными хозяевами на улицу питбулей (тема весьма актуальная для американских городов). Упомянутая в названии альбома Бьянка была первым питбулем, которого Дан и его жена, вокалистка Николь Зурайтис, спасли с улицы лет 20 назад. Альбом звучит свежо, сочно, в звучании биг-бэнда выделяется играющая инструментальную роль вокальная секция, как у Мишеля Леграна в конце 1950-х или у Юрия Саульского в конце 1960-х.

ЛУЧШИЙ ДЖАЗОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ: Chick Corea and Béla Fleck «Remembrance»
Третий и последний совместный альбом великого пианиста Чика Кориа и виртуоза современной импровизации на банджо Бэлы Флека, записанный, понятное дело, до ухода Чика из жизни в 2021 г., но выпущенный только в 2024-м. Что ж, помнится, когда в 2015 г. бэндлидер Гордон Гудвин получал «Грэмми» в категории «Лучшая запись джазового оркестра», он позволил себе промолвить со сцены: «Мы сердечно благодарим Чика Кориа за то, что в этом году он не выпустил альбом с оркестром!» Все тогда понимающе засмеялись… Покуда в закромах лейблов есть ещё неизданные альбомы Чика и за Grammy голосует помнящее его поколение специалистов, более молодым музыкантам нужно быть готовыми подвинуться в очереди на премию.

ЛУЧШИЙ ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ: Samara Joy «A Joyful Holiday»
ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ДЖАЗА: Samara Joy featuring Sullivan Fortner «Twinkle Twinkle Little Me»
Ну что же, молодец, Самара Джой! Для 25-летней вокалистки из Бронкса это четвёртый и пятый (!) Grammy, в том числе 3-й и 4-й в джазовых категориях — а первой была премия «Лучший новый артист» в 2023-м: в этой категории, которую обычно забирает кто-то из молодых поп-звёзд, до Самары Джой получала только одна джазовая вокалистка, Эсперанса Сполдинг. Салливан Фортнер, 38-летний пианист из Нью-Орлеана, удостоился упоминания вместе с Самарой в категории «За лучшее исполнение джаза» не просто так: на её рождественском EP (всего шесть треков) он играет на рояле и органе, а в отмеченном премией треке, старой песенке Стиви Уондера, даже немного поёт с Самарой дуэтом.

Имеет отношение к джазовому искусству и часть лауреатов в других стилевых и форматных категориях:

ЛУЧШИЙ ВОКАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ ТРАДИЦИОННОЙ ЭСТРАДЫ: Norah Jones «Visions»
Лет 20 назад Нора Джонс, внебрачная американская дочь великого индийского музыканта Рави Шанкара, числилась по джазовому ведомству. Ну что ж, традиционная американская эстрада и джаз — очень близкие родственники!

ЛУЧШЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПЕРЕИЗДАНИЕ: King Oliver’s Creole Jazz Band и другие артисты «Centennial»
ЛУЧШАЯ СТАТЬЯ В БУКЛЕТЕ: Ricky Riccardi за тот же альбом
Поздравляем Рикки Рикарди — крупнейшего специалиста по раннему джазу, директора нью-йорского Дома-музея Луи Армстронга — с очередным Grammy за лучшую статью в буклете исторического переиздания!

ЛУЧШИЙ СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ: Taylor Eigsti «Plot Armor»
Когда-то это была категория «лучший альбом контемпорари-джаза», но так называемый «современный джаз» так далеко ушёл от собственно джаза, что лет 10 назад слово «джаз» из названия номинации вынуждено было пропасть. И тем не менее, в этой категории в 2025 г. победил джазовый пианист Тейлор Айгсти, хотя стиль его интересного, насыщенного идеями нового альбома — не джаз, а однозначно прог-рок.

ЛУЧШАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ: Pascal Le Boeuf «Strands» (из альбома Akropolis Reed Quintet, Pascal Le Boeuf, Christian Euman «Are We Dreaming The Same Dream?»)
38-летний пианист и композитор Паскаль ЛеБёф имеет некоторое отношение к джазу: во всяком случае, его ансамбль с братом-близнецом, саксофонистом Реми ЛеБёфом, играет современный джаз на грани с хип-хопом и электроникой. Но в альбоме «Смотрим ли мы один и тот же сон?» ситуация несколько другая: выигравшая Grammy композиция Паскаля полистилистична, и если его собственная игра на рояле (и игра Крисчена Юмана на ударных) — вполне джазовая по задействованным средствам выразительности, то квинтет язычковых духовых излагает массу другой, но тоже взволнованной и яркой музыкальной информации, имеющей отношение скорее к современной академической музыке. В общем, современный classical/jazz crossover, и достаточно крутой притом.

ЛУЧШАЯ АРАНЖИРОВКА — ИНСТРУМЕНТЫ И ВОКАЛ: «Alma»
Это трек с альбома, который записал современный вокальный квартет säje совместно с джазовой скрипачкой Региной Картер. Члены вокального ансамбля, из первых букв имён которых составлено его любопытное название (да, оно пишется строчными буквами) — Эрин Бентлэйдж, Сара Газарек, Джоханье Кендрик и Аманда Тейлор — указаны как аранжировщики-лауреаты. Квартет часто выступает в джазовом контексте, но в этом умном и красивом треке джаз присутствует всё же скорее только как одна из стилевых красок.

ЛУЧШАЯ АРАНЖИРОВКА — ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ИЛИ A CAPPELLA: Jacob Collier featuring John Legend and Tori Kelly «Bridge Over Troubled Water»
А вот аранжировка, которую Джейкоб Коллиер, большой мастер пения с самим собой а капелла (то есть без инструментального сопровождения), сделал вместе с певицей Тори Келли и соул-вокалистом Джоном Леджендом на старую песню Пола Саймона «Мост над бурной водой», вполне укладывается в архетип джазового ансамблевого пения a cappella. Ну, в широком смысле, опять-таки.

В общем, результаты Grammy-2025 небезынтересны. Вот только контекст для них неоднозначный: я имею в виду вручение премии буквально через три недели после разрушительных пожаров в том же самом городе — пожаров, в которых погибло много людей, а тысячи других потеряли всё. Ну так это потому что времена непростые. Не сдаваться трудностям в любом случае сложнее, чем сложить лапки и жалеть себя! Кстати, церемония вручения премии шла под флагом сбора средств для пострадавших, а одним из них оказался ведущий посвящённой производственным номинациям части дневной церемонии (той, во время которой вручают не самые важные премии: за продюсирование, рок, джаз и т.п. — в престижном ТВ-эфире вечером идёт вручение граммофончиков в более коммерческих категориях: поп, рэп, песня года и т.п.). 72-летний Боб Клирмаунтин, выдающийся звукорежиссёр, сводивший записи Rolling Stones, Дэвида Боуи, Брюса Спрингстина и т.п., тоже потерял в пожаре дом и студию, в которой погибло множество бесценных оригиналов исторических записей…

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяИнтегративный джазовый центр в Москве: события в феврале
Следующая статьяМузыкант и продюсер Стас Майнугин открывает джаз-клуб в Рыбинске Ярославской области
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя