Диана Кондрашина, фото: Владимир Коробицын |
Репортажи со всех дней фестиваля:
07.02, Дом Музыки
06.02, Дом Музыки
05.02, Клуб Игоря Бутмана
04.02, Клуб Игоря Бутмана
Иногда меня преследует мысль, что альбомы, записанные в студии — это только невнятный симулякр, искажающий истинное представление о музыке. Происходит уплотнение и «вычищение» звука, который становится уже не потоком осязаемых волн, но всего-навсего записанным в двоичной системе счисления шифром. Доказывает мои опасения одно: стоит попасть на концерт действительно неординарного коллектива, как начинаешь понимать, насколько сильно отличается восприятие его со сцены от прослушивания альбомных записей. Вот Майк Стерн, великолепный фьюжн-гитарист, записавший вместе с великим Майлсом Дэйвисом альбом «Star People» в 1982-м и игравший вместе с Джо Хендерсоном, Томом Харреллом, Жако Пасториусом, Ричардом Бона, Тайгером Окоси и многими другими. Стерн выпустил в 2009 году пластинку «Big Neighborhood», которая попала в шорт-лист премии «Грэмми» в номинации «Лучший альбом современного джаза», но не сумела обойти Джо Завинула с его «75», изданной на том же лейбле Heads Up. К слову сказать, это уже пятая номинация музыканта на «Грэмми», которая не увенчалась победой. Ничего плохого об альбомах Майка Стерна не скажешь, но не видеть и не слышать музыканта вживую — почти то же самое, что не слышать его вообще.
В Москву Майк Стерн впервые приезжал в 2001 году, но, похоже, после нынешнего концерта музыканту стоит задуматься о том, чтобы вернуться не через девять лет, а пораньше. На «Триумфе Джаза» американский гитарист с внешностью истинного рокера 70-х-80-х выступил с басистом Томом Кеннеди и барабанщиком Дэйвом Уэклом, — а это музыканты, которые требуют отдельного разговора. Уэкл работал с Джорджом Бенсоном, Полом Саймоном и даже Мадонной, а в конце 80-х стал постоянным участником группы Чика Кориа (Chick Corea Elektric Band), после чего начал гастролировать с Майком Стерном. Биография Тома Кеннеди тоже, как говорится, внушает: карьеру в фьюжне он начинал с работы с Майклом Бреккером и группой Steps Ahead (с которой Стерн тоже частенько играл), но и до этого успел выступить на одной сцене с Диззи Гиллеспи, Сонни Ститтом, Джеймсом Муди, Фредди Хаббардом — в общем, это бесконечный список, который так или иначе приводит Тома Кеннеди в группу Дэйва Уэкла и бэнд Майкла Стерна. Когда на одной сцене собираются музыканты такого уровня, кажется, что они сами устанавливают законы в музыке.
Несправедливо будет сказать, что Майк Стерн и его команда играли исключительно джаз-рок: иногда так и хотелось сместить акценты в сторону «рока», иногда же импровизация с её бесконечными нюансами брала верх над мощным и плотным звуком рок-музыки. Но в принципе звучание Стерна и Ко — довольно запоминающееся и узнаваемое. Бас-гитара Тома Кеннеди периодически меняет роли, то становясь частью ритм-секции, то аккомпанируя электрогитаре Стерна. Гитара Майка Стерна звучит очень мягко, но уверенно: достаточно звонко, чтобы слушатель поспевал за мелодией и не терялся в гипнотизирующих пассажах. Дэйв Уэкл порой увлекается ритмом настолько, что начинаешь задумываться, кто из музыкантов в действительности больше всех импровизирует. Но техника его, конечно, сильно впечатляет. Уэкл способен из ритмически сбитых, немного нечётких структур сотворить настоящее зрелище: бывает, что соло барабанщиков воспринимаются через силу, но только не здесь.
Кажется, что композиции Майка Стерна с мелодической точки зрения несложные — слушатель способен уловить основную тему, распознать её в последующей импровизации, но аранжировки — безумные: бас в прямом смысле слова поёт, ритм — шаркает, спотыкается, потом снова выстраивается в чёткую структуру. Ни один звук не кажется случайным, будь то звон тарелки или торопливое соло Тома Кеннеди на бас-гитаре. Иногда Майк Стерн скромно нажимает на педали модулятора, и его гитара начинает издавать воющие космические звуки или становится тихой, будто музыкант репетирует сам с собой. Даже в таком случае, если Стерн играет сам, с очень тихим аккомпанементом барабанов, слушатель сразу поглощён процессом музицирования. Музыка Стерна, при всём своём стремлении уйти в импровизацию, обладает видимой структурой: слушателю кажется, что он вот-вот способен подхватить мелодию и следовать вместе с ней, но мелодия всегда оказывается на шаг впереди. Эта доступность и непредсказуемость одновременно особо сильно чувствуется именно на концертах — на альбомах она как-то сглаживается, блекнет. Очень эмоционально, с колоссальной энергией, коллектив исполнил композиции как с последних альбомов Стерна, вроде «K.T.» с «Who Let The Cats Out?», так и более ранние вещи — благо, что студийных альбомов у гитариста целых 14. Целого вечера, как подобает, оказалось мало — всё-таки группа Майка Стерна способна самостоятельно собирать залы фестивальных масштабов. Я не присутствовала в Доме Музыки на следующий день, когда Стерн и его группа играла всего лишь маленький сет в рамках концерта; думаю, такая атмосфера не играет им на руку. Но я не удивлюсь, если мне расскажут потом, что Майк Стерн тоже вышел в зал в перерыве и собственноручно продавал свои альбомы, успевая их при этом подписывать.