Hildegard Lernt Fliegenв Москве, или Школа молодых пилотов

0
Михаил Митропольский,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: Марина Чистякова
MM

Эффект от выступления швейцарско-немецкой группы Hildegard Lernt Fliegen в Москве (всего было четыре клубных выступления, автору удалось побывать на последнем, в клубе О.Г.И.) особенно силён после «джазового» концерта фестиваля «Московская осень». Я не собираюсь противопоставлять «скучное-нескучному». Но о том, что джаз всё-таки жив, о невероятно разных детях, порождённых любимым джазом, подумать стоит. В клуб О.Г.И. отправился я по рекомендации одного из моих учеников, что называется, с «завязанными глазами». Что можно ловить около полуночи на задымленной площадке процветающей молодежной культуры? Но… спасибо судьбе за учеников. Давно я не испытывал столь фантастических ощущений.

Andreas Schaerer, Hildegard Lernt Fliegen
Andreas Schaerer, Hildegard Lernt Fliegen

Этот костюмированный секстет, выступающий в жанре кабаре-джаза, очередной раз показал, насколько рискованно пользоваться жанрово-стилистическими ярлыками. Обозначения сразу сужают горизонт воображения. Лидер секстета — уникально одарённый вокалист, бит-боксер, шоумен, композитор, актер, дирижёр (с физическим развитием явно выше среднего) Андреас Шерер — держит на себе половину этого шоу. Но вся прелесть концерта в том, что в нем половин больше двух.

Andreas Tschopp (Hildegard Lernt Fliegen)
Andreas Tschopp (Hildegard Lernt Fliegen)

Три духовика постепенно переходят из разряда ансамблевых музыкантов в иное качество — мыслящих солистов-импровизаторов с хорошей техникой. На троих (Андреас Чопп, Маттиас Венгер и Бенедикт Райзинг) — два альт-саксофона, тромбон, сузафон, тенор-саксофон, бас-кларнет, сопрано. На второй линии фирменный ритм — контрабас Марко Мюллера и ударные Кристофа Штайнера (в том числе и… пишущая машинка). Риффы, сложные тутийные места, забавные костюмы, мизансцены, шляпы, соло, легко переходящие от свинга к границам фри-джаза. У музыкантов страшное количество отрепетированного материала, который они как-то запомнили. Андреас Шерер общается с залом, рассказывает множество баек, смысл которых понятен даже не знающему язык, впрочем, он порой переходит на языки более редкие, чем английский, а иногда и на вовсе несуществующие. Была композиция, построенная только на числах от одного до четырех — обычный счет для задания темпа (см. ВИДЕО в конце материала). По ходу этой пьесы перестаёшь понимать, как это всё делается, откуда берётся скопище звуков.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, фото, видео и самое главное — кто такая Хильдегарда?

Andreas Schaerer (Hildegard Lernt Fliegen)
Andreas Schaerer (Hildegard Lernt Fliegen)

Хотя метроритмика редко ограничивалась 4- или 8-дольной — было впечатления, что ребята явились откуда-то с Балкан. Но так же ловко лидер пользовался скэтом, обычным песенным текстом в духе Тома Уэйтса или подражанию практически всем инструментам. Потрясающее впечатление произвели дуэты двух альтов, трубы и тромбона, контрабаса и тромбона — фейерверк сложных метроритмических и интервальных построений при том, что одним из инструментов был голос Шерера. И никакого ощущения жонглирования, фокусничества — чувства, порой возникающего на концертах некоторых джазовых импровизаторов. Все естественно и удивительно легко. К этому надо добавить еще и вокализы, в которых уже было слышно два человеческих голоса — к Андреасу Шереру присоединилась по случаю своего дня рождения московская вокалистка Марина Собянина. Присоединилась тактично, не нарушив слаженного хора всех инструментов. Да и нарушить его было непросто: во втором сете лидер предложил выбранным наугад из публики волонтёрам подирижировать бэндом в произвольном ритме. В результате все вместе они сделали из этого композицию, будто все утро её репетировав. А виделись, скорее всего, впервые. Чего не скажешь о Марине и Андреасе — они встречались в Москве во время постановки оперы-импровизации «Боббл» Бобби Макферрина в январе этого года , с тех пор и знакомы.

Андреас Шерер, Марина Собянина
Андреас Шерер, Марина Собянина

Название Hildegard Lernt Fliegen дословно значит «Хильдегарда учится летать»: видимо, имеется в виду св. Хильдегарда фон Бинген, самая известная женщина-композитор и женщина-теолог европейского средневековья. О Hildegard Lernt Fliegen могу добавить, что у них издано два CD, которые, как и YouTube, не дают полного представления о живом выступлении. Что же касается Андреаса Шерера, то в свободное от творческого дуракавалянья время этот 34-летний дипломированный вокалист и композитор преподаёт в университете Берна и участвует в уйме других проектов. Будем надеяться на то, что правительство страны, известной своим шоколадом, сыром, часами и проведённым в Цюрихе фестивалем советского авангарда, снова поможет привезти этот суперсостав к нам.

Andreas Schaerer (Hildegard Lernt Fliegen)
Andreas Schaerer (Hildegard Lernt Fliegen)

ВИДЕО: Hildegard Lernt Fliegen исполняют композицию Андреаса Шерера «Knock Code 3» в Берне (Швейцария) 20.12.2009
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=X7bKqZdTgp4]
Hildegard Lernt Fliegen в интернете

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяРоман Столяр: мастер-класс и презентация книги «Современная импровизация»
Следующая статьяДжазовый подкаст №462: Кларк Терри
Михаил Митропольский
Михаил Михайлович Митропольский родился в Москве 6 января 1950. В детстве мечтал быть дворником, шофером и летчиком. В юности вместо музыкального образования слушал много музыкальной классики при помощи электрофона «Юбилейный». С целью реализации детской мечты в 1967 окончил 2-ю математическую школу при МГУ и поступил в Московский Инженерно-физический институт на специальность «квантовая радиофизика». Но именно в этом году начала свою деятельность первая в Москве Школа джаза МИФИ под руководством доцента МИФИ Юрия Павловича Козырева. Такое совпадение не могло оказаться случайным, и судьба начала упорный перевод стрелок интересов Митропольского с космологических проблем в джазовую сферу. Преподаёт историю джаза в Московском колледже импровизационной музыки. С 1989 и по 2016 вёл авторские программы на целом ряде московских радиостанций, в том числе с 2000 по август 2016 — еженедельную программу «Бесконечное приближение» на волнах «Радио России». С 1999 г. постоянный автор «Джаз.Ру», с 2004 — в роли обозревателя нашего издания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.