От редакции. «Джаз Арт Клуб» — старейший из ныне действующих джазовых клубов Москвы: первый концерт он провёл в 1994 г. Это «клуб» скорее в смысле «объединение ценителей и знатоков», чем в смысле «заведение с музыкой»: на протяжении всех почти уже 20 лет существования он собирается раз в неделю, по средам, на самых разных площадках — в начале это был театральный центр на Беговой улице, на рубеже веков — ныне не существующее заведение на улице 1905 года, потом — Болгарский культурный центр, клубы «На Брестской», «Олимпиада-80» и, наконец, в последние два года — гостеприимное джаз-кафе «Эссе», где «Джаз Арт Клуб» продолжает встречаться каждую среду. Наш внештатный корреспондент рассказывает об одном из вечеров в «Джаз Арт Клубе».
Иван Никитин фото: Павел Корбут |
29 января в «Джаз Арт Клубе» выступили «Живые Люди». Это молодой коллектив, в арсенале которого уже два полноценных студийных альбома — второй, получивший название «Новые Города», вышел всего два месяца назад (рецензию см. в бумажном «Джаз.Ру» №7-2013. — Ред.). Сейчас группа активно концентрирует в его поддержку.
Коллектив существует с 2009 года, объединил уже известных музыкантов московской импровизационной сцены: это пианистка Наталья Скорцова, барабанщик Пётр Талалай и саксофонист Юрий Севастьянов. Наверное, те, кто знаком с творчеством «Живых Людей», зададут вопрос: почему здесь перечислены только три музыканта — ведь, как известно, раньше коллектив выступал в формате квартета. Но, как сказал Пётр Талалай, по некоторым причинам музыканты уже четвертый концерт играют втроём, что никак не повлияло на общее звучание группы: наоборот, сейчас в нём чувствуется больше свободы для проявления индивидуальности каждого и новые пути для реализации своего музыкального потенциала.
ДАЛЕЕ: подробный рассказ о концерте в «Джаз Арт Клубе», много фото!
Концерт в «Джаз Арт Клубе» начался с очень своеобразного прочтения классической пьесы Джона Колтрейна «Naima». Это действительно нужно слышать — слышать, как революционная для своего времени музыка Колтрейна в исполнении «Живых Людей» в прямом смысле выходит за рамки изведанных космических пространств. Здесь очень умело сочетались ambient и свободная импровизация, а композиционная структура содержала формы для плавного дальнейшего развития. Ни один из музыкантов не начинал «тянуть одеяло на себя». Всё было сыграно весьма сдержанно, что придавало особую пикантность композиции.
После погружения в колтрейновский космос музыканты приступили к обыгрыванию собственного материала, и начали они это делать с композиции «Остров», которая была написана этой зимой. За ней прозвучал материал с нового альбома: одноименная альбому пьеса «Новые Города» и «Начало».
Здесь уже слушателей ждали смелые импровизации, хлёсткие ритмы и невероятная живая энергетика, которая отличает звучание группы от того, что мы слышали на их дебютном альбоме «Движение». И хотя общая сдержанная стилистика не позволяет никому в ансамбле бросаться в крайность, это придаёт коллективу неповторимость.
Во втором отделении к трио присоединилась певица Наталья Блинова. Наталья известна по своей работе с разными музыкантами и ансамблями, в частности PRIOT Ensemble, который она основала вместе с Петром Талалаем.
Помимо великолепного стандарта «Moon River», который был исполнен в лучших традициях джазовой баллады, коллектив исполнил песни: «Непогода», «Просто так вышло» и, на мой взгляд, главный свой хит — «Алиса (Там, где жили свиристели»), написанный на стихи Велимира Хлебникова. Такое вокально-инструментальное сотрудничество рождает неподдельную эмоциональность и открывает перед музыкантами новые возможности для совершенствования.
Автор выражает особую благодарность президенту «Джаз Арт Клуба» Александру Эйдельману за гостеприимство.