Фестиваль «Петроджаз 2015»: новый формат, новая площадка, новые имена

0

reportКак «Полный Джаз 2.0» сообщал ещё в мае,  ХI международный фестиваль «Петроджаз» прошёл 4 и 5 июля — впервые не внутри Петропавловской крепости, а в центре Петербурга, на площади Островского (между Александринским театром и Невским проспектом). Второе десятилетие существования фестиваля началось со смены не только места проведения, но и формата (о некоторых предшествовавших фестивалях, в первые годы проходивших под названием «Петропавловский джазовый фестиваль», а затем JazzQ, можно прочитать в «Полном джазе»: например, 2010, 2006, 2005, 2004, 2003).

О том, как выглядел фестиваль 2015 года, рассказывает наш внештатный автор.

Полина Мартюченко
Фото автора
PM

На Невском проспекте невозможно было не заметить большую арку с надписью «Петроджаз» между Гостиным двором и Екатерининским садиком. Вошедший под арку оказывался на празднике. Недалеко от входа — сцена, но чтобы попасть к ней, сначала нужно миновать яркие шатры с едой, подарками и играми. Проходя мимо этой мини-ярмарки, посетитель невольно сбавляет темп, а иногда и останавливается, чтобы посмотреть на любопытный ассортимент внутри шатров. Насытившись ароматами из-под вывесок кафе, посетитель наконец оказывается перед большой сценой рядом с ампирным зданием Александринского театра. Напротив сцены — многочисленные сидячие места, а за ними — детские аттракционы, в точности как на карте «Петроджаза», выпущенной для гостей фестиваля.

Как представитель прессы, я смогла оказаться и за сценой. Музыканты, готовившиеся к выходу, журналисты, фотографы, волонтёры, организаторы — директор фестиваля Юлия Волкоморова, арт-директор Ольга Смотрицкая, пиар-менеджер «Петроджаза» Светлана Яремич и ведущий концертов Владимир Борисович Фейертаг — все были тут.

Между прочим, кроме большой сцены, за фасадом театра была и так называемая малая сцена — «Фьюжн». Но главные события происходили на большой сцене, которая называлась «Классик».

FunCOOLio
FunCOOLio

Программу открыл коллектив из Латвии FunCOOLio, игравший инструментальный фанк (название коллектива как раз и состоит из слов «funk» и «cool»).

Затем на сцене появился «Чижик Jazz Квартет», чьё выступление лидер, вибрафонист Алексей Чижик, пришедший в джаз из академической музыки, посвятил 175-летию Петра Ильича Чайковского. В честь юбилея квартет исполнил собственные аранжировки тем из «Щелкунчика» и «Детского альбома».

«Чижик Jazz Квартет»
«Чижик Jazz Квартет»

Алевтина Полякова — композитор, вокалистка, саксофонистка и тромбонистка из Москвы — представила свой проект «Солнечный ветер». Некоторые композиции, прозвучавшие на концерте, входят в её альбом «Нарисуй меня», записанный в Нью-Йорке и вышедший на лейбле ArtBeat Music в начале этого года.

Алевтина Полякова
Алевтина Полякова

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа из Санкт-Петербурга  

 

Jazz Connection
Jazz Connection

Jazz Connection из Нидерландов порадовали слушателей зажигательным джайвом и ритм-н-блюзом, а также прекрасным взаимодействием с аудиторией. В конце выступления музыканты-духовики спустилась со сцены, прошли сквозь толпу, сделали круг по площади Островского и под бурные аплодисменты вернулись на площадку.

Главным событием «Петроджаза» считалось выступление Aarhus Jazz Orchestra из Дании под руководством Ларса Мёллера. Продюсер фестиваля Иннокентий Волкоморов волновался, как будет звучать оркестр: ведь за все годы существования фестиваля такого количества музыкантов не было на открытой сцене. Aarhus Jazz Orchestra — биг-бэнд, привезённый специально для фестиваля Датским институтом культуры из города Орхус — был основан в 1977 году и в разные годы сотрудничал с Тедом Джонсом, Кларком Терри, Джо Ловано, Куртом Эллингом, Джоном Скофилдом и многими другими известными музыкантами. При подготовке фестиваля много говорилось о том, что оркестр привезёт амбициозный проект Мёллера — «ReWrite of Spring» (темы из балета «Весна Священная» Игоря Стравинского, который по-английски называется «Обряд весны» — «The Rite of Spring», в аранжировке маэстро). Ларс Мёллер был вдохновлён композиторской техникой Стравинского, который писал музыку в том числе под влиянием раннего джаза: вспомним его «Регтайм» для 11 инструментов и «Ebony Concerto», написанный для джаз-оркестра Вуди Хермана. «Весна священная» вряд ли вызвала тот интерес, которого Мёллер хотел добиться у слушателей; но, по моему мнению, знатоки музыкального искусства по достоинству оценили это произведение.

Ларс Мёллер
Ларс Мёллер

Я в основном находилась возле сцены «Классик», но не оставляла без внимания и сцену «Фьюжн». Чтобы пройти от одного места выступления к другому, нужно было пробраться через возбужденную толпу. Оказалось, любителей джазовой музыки в Петербурге по-прежнему довольно много. На сцене «фьюжн» 4 июля выступала целая череда петербургских коллективов, среди которых выделялись ностальгические «Ирис кис-кис», победительница конкурса «Голос Петроджаза» — Elina R и группа Robusta Project.

Во второй день фестиваля программу основной сцены открывал коллектив Just For You. В их программе было слишком много минорных тональностей, но ансамбль был очень слаженным и музыкальным. А затем популярная питерская вокалистка Ольга Пономарёва представила новую блюзовую программу.

Ольга Пономарёва
Ольга Пономарёва

Многих удивил «Квинтет Четырёх» (финалисты конкурса «Петроджаз») с оригинальной программой, исполненной на русских народных музыкальных инструментах.

«Квинтет Четырёх»
«Квинтет Четырёх»

Вокальный блок завершали Настя Ванда и Томас Стоулли (США). Оба вокалиста входили в состав музыкальной группы Dynamic James.

Настя Ванда
Настя Ванда

За поведением на сцене эксцентричного Томаса я внимательно наблюдала: то пнёт бутылку, то прыгнет, то взмахнёт стойкой для микрофона, Настя Ванда, после своего выступления сидевшая рядом со мной, сказала, что по-другому вести себя на сцене он просто не может.

Томас Стоулли
Томас Стоулли

Только в самом конце на сцене появился джазовый квартет, исполнявший «чистый джаз» — Organ Grinder Swing. В состав квартета входят Алексей Станков (гитара), Юрий Богатырёв (саксофон), Дмитрий Силкин (орган) и Степан Васильев (ударные).

Organ Grinder Swing
Organ Grinder Swing

Иногда я ходила к малой сцене, но послушать всех не удалось. Между выступлениями в первый и во второй день фестиваля проходили мастер-классы по самым разным танцевальным стилям. Эта идея оказалась очень удачной.

Мастер-класс по танцам
Мастер-класс по танцам

Люди, пришедшие послушать музыку, с радостью подтанцовывали, когда очередная школа танцев демонстрировала высокий класс хореографического действа.

Мастер-класс по танцам
Мастер-класс по танцам

Фестиваль с уверенностью можно назвать одним из важнейших музыкальных праздников Санкт-Петербурга. «Петроджаз» — синтетический формат, который включает джаз, авторскую песню, рок-н-ролл, блюз, этнику, фанк и классическую музыку. Я с нетерпением жду обещанных организаторами осенних музыкальных сюрпризов от «Петроджаза».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.