29 марта в московском культурном центре «ДОМ» впервые даст сольный концерт Тосинори Кондо (Toshinori Kondo) — японский виртуоз-импровизатор, мастер игры на электротрубе и известный деятель международной экспериментальной сцены. Кондо, который в декабре прошлого года отметил 70-летний юбилей, уже приезжал в Россию — но было это почти три десятилетия назад, в далёком 1991 г., когда он выступал в Москве со своим квартетом Kondo IMA.
Концерт состоится при поддержке Японского Фонда. Информационные партнёры концерта — журнал «Джаз.Ру» и музыкальная энциклопедия «Звуки.ру»
Ещё в 1979 г., в Нью-Йорке, где он участвовал в формировании Даунтаун-сцены, Кондо впервые начал играть на электротрубе. Уже освоив все расширенные техники, которую могла предложить обычная труба, он стремился к переменам — и нашёл их, установив по примеру Майлза Дэйвиса в раструб своей трубы электрический звукосниматель, тем самым значительно трансформировав звучание инструмента и оказавшись в состоянии донести до слушателей тончайшие нюансы своей игры. Таким способом Кондо проводит аналогию с традиционными японскими духовыми инструментами, такими как хитирики и сякухати, где звук отражает «контуры» каждого вдоха. Впоследствии Тосинори стал использовать различные электронные устройства и эффекты, значительно расширив тембральный диапазон инструмента и наполнив свою звуковую палитру большим количеством разнообразных звучаний.
ВИДЕО: сольное выступление Тосинори Кондо в варшавском клубе Mózg, 2016
httpv://www.youtube.com/watch?v=7rTV3ihhS14
В университетские годы у Тосинори в Киото возник интерес к джазовой музыке, его любимцами стали Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Майлз Дэйвис — именно они оказали заметное влияние на раннее творчество Кондо. Кроме прочего, для него представляли интерес и религиозные взгляды этих музыкантов, а чуть позже на Тосинори воздействовал и фри-джаз Орнетта Коулмана. В 1972 г. Кондо покинул университет и обосновался в Токио, став профессиональным музыкантом. Примерно в это время он начинает практиковаться в синтайдо, уникальной системе физических и артистических упражнений, возникшей в Японии в 1960-е годы: корни её лежат в традиционных боевых искусствах, китайской медицине и техниках буддийских медитаций. Целью этой практики для Кондо было повышение ресурсов своего организма для длительных музыкальных выступлений, особое внимание он уделял именно дыхательным упражнениям синтайдо.
В 1978 году Кондо переехал в Нью-Йорк, где играл со многими представителями нью-йоркского и европейского музыкального андеграунда (Билл Ласвелл, Дерек Бэйли, Зина Паркинс, Джон Зорн, Эван Паркер, Хенри Кайзер, Фред Фрит, Юджин Чедбёрн, Петер Брётцманн и др.) Но пять лет спустя он всерьёз затосковал по родине, почувствовав, что «утрачивает японский дух» — и вернулся в Японию, продолжив активную музыкальную деятельность. Среди тех, с кем он сотрудничал — Рюити Сакамото, Кадзуми Ватанабэ и Хёрби Хэнкок. Кондо создал собственную группу Kondo IMA, в которой ушёл от традиционного джазового звучания. Для проекта было характерно использование искажённого саунда электрогитары, электрической и электронной перкуссии, футуристических компьютерных эффектов, урбанистических шумов. Концепция предполагала создание атмосферы жизни большого города, а акустическая труба Кондо должна была привносить гуманистический элемент. В некоторых композициях у Кондо становится заметно и влияние этнической японской музыки. Всего проект Kondo IMA выпустил 10 альбомов и был распущен в 1993 году (в феврале нынешнего года он был возрождён, и состоялся небольшой тур ансамбля по Японии). В этот период популярность Кондо достигает максимума: он работает в кино и в рекламе, пишет статьи, а телевидение и печатные медиа проявляют к нему повышенный интерес.
ВИДЕО: 10-минутный документальный фильм на японском языке о гастролях Kondo IMA в Восточной Европе
httpv://www.youtube.com/watch?v=UagfGnmdhqw
В том же 1993 Кондо переезжает в Амстердам и становится частью квартета Die Like A Dog, который можно назвать «командой мечты» современного фри-джаза: в него входили германский саксофонист Петер Брётцманн и два американца — контрабасист Уильям Паркер и барабанщик Хамид Дрейк. Квартет просуществовал более шести лет и стал своеобразным посвящением великому Альберту Эйлеру, выпустив несколько фантастических альбомов. Помимо фри-джазовых проектов, Кондо выпускает записи в стилистике «эмбиент», много работает с электроникой.
В 2002 году Кондо организует международный Фестиваль Мира в Хиросиме по просьбе Далай Ламы. В декабре 1993 года Кондо отправился в пустыню Негев в Израиле со съемочной группой японской телекомпании NHK и записал серию сольных импровизаций на свежем воздухе в попытке начать диалог с природой. Это был первый опыт в продолжающемся и по сей день проекте под названием «Blow the Earth», который за эти годы привёл Тосинори в такие места, как гора Мачу-Пикчу в Южной Америке, индийские Гималаи, песчаные и ледяные пустыни, живописные безлюдные побережья, а также самые живописные уголки Японии. Именно из Японии, куда Кондо окончательно вернулся в 2012 году и откуда он изредка выезжает, чтобы выступить либо со своими старыми товарищами — такими, как Билл Ласвелл или Петер Брётцманн, либо с молодыми и малоизвестными музыкантами — Тосинори и пожалует с большим сольным концертом в КЦ «ДОМ».
ВИДЕО: проект «Blow the Earth» в пустыне Негев, Израиль
httpv://www.youtube.com/watch?v=13V5KbEqsuk
29 марта, 20:00, КЦ «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел. +7(495)953-7236
Стоимость входного билета в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ 1200 ₽, в день концерта 1500 ₽. Стоимость электронных билетов 1500 ₽, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.