Одинокий воин: в Москве впервые даст сольный концерт японский трубач-импровизатор Тосинори Кондо

0
Kondo Toshinori
Kondo Toshinori

29 марта в московском культурном центре «ДОМ» впервые даст сольный концерт Тосинори Кондо (Toshinori Kondo) — японский виртуоз-импровизатор, мастер игры на электротрубе и известный деятель международной экспериментальной сцены. Кондо, который в декабре прошлого года отметил 70-летний юбилей, уже приезжал в Россию — но было это почти три десятилетия назад, в далёком 1991 г., когда он выступал в Москве со своим квартетом Kondo IMA.

Концерт состоится при поддержке Японского Фонда. Информационные партнёры концерта — журнал «Джаз.Ру» и музыкальная энциклопедия «Звуки.ру»

Ещё в 1979 г., в Нью-Йорке, где он участвовал в формировании Даунтаун-сцены, Кондо впервые начал играть на электротрубе. Уже освоив все расширенные техники, которую могла предложить обычная труба, он стремился к переменам — и нашёл их, установив по примеру Майлза Дэйвиса в раструб своей трубы электрический звукосниматель, тем самым значительно трансформировав звучание инструмента и оказавшись в состоянии донести до слушателей тончайшие нюансы своей игры. Таким способом Кондо проводит аналогию с традиционными японскими духовыми инструментами, такими как хитирики и сякухати, где звук отражает «контуры» каждого вдоха. Впоследствии Тосинори стал использовать различные электронные устройства и эффекты, значительно расширив тембральный диапазон инструмента и наполнив свою звуковую палитру большим количеством разнообразных звучаний.

ВИДЕО: сольное выступление Тосинори Кондо в варшавском клубе Mózg, 2016

В университетские годы у Тосинори в Киото возник интерес к джазовой музыке, его любимцами стали Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Майлз Дэйвис — именно они оказали заметное влияние на раннее творчество Кондо. Кроме прочего, для него представляли интерес и религиозные взгляды этих музыкантов, а чуть позже на Тосинори воздействовал и фри-джаз Орнетта Коулмана. В 1972 г. Кондо покинул университет и обосновался в Токио, став профессиональным музыкантом. Примерно в это время он начинает практиковаться в синтайдо, уникальной системе физических и артистических упражнений, возникшей в Японии в 1960-е годы: корни её лежат в традиционных боевых искусствах, китайской медицине и техниках буддийских медитаций. Целью этой практики для Кондо было повышение ресурсов своего организма для длительных музыкальных выступлений, особое внимание он уделял именно дыхательным упражнениям синтайдо.

Kondo Toshinori
Kondo Toshinori

В 1978 году Кондо переехал в Нью-Йорк, где играл со многими представителями нью-йоркского и европейского музыкального андеграунда (Билл Ласвелл, Дерек Бэйли, Зина Паркинс, Джон Зорн, Эван Паркер, Хенри Кайзер, Фред Фрит, Юджин Чедбёрн, Петер Брётцманн и др.) Но пять лет спустя он всерьёз затосковал по родине, почувствовав, что «утрачивает японский дух» — и вернулся в Японию, продолжив активную музыкальную деятельность. Среди тех, с кем он сотрудничал — Рюити Сакамото, Кадзуми Ватанабэ и Хёрби Хэнкок. Кондо создал собственную группу Kondo IMA, в которой ушёл от традиционного джазового звучания. Для проекта было характерно использование искажённого саунда электрогитары, электрической и электронной перкуссии, футуристических компьютерных эффектов, урбанистических шумов. Концепция предполагала создание атмосферы жизни большого города, а акустическая труба Кондо должна была привносить гуманистический элемент. В некоторых композициях у Кондо становится заметно и влияние этнической японской музыки. Всего проект Kondo IMA выпустил 10 альбомов и был распущен в 1993 году (в феврале нынешнего года он был возрождён, и состоялся небольшой тур ансамбля по Японии). В этот период популярность Кондо достигает максимума: он работает в кино и в рекламе, пишет статьи, а телевидение и печатные медиа проявляют к нему повышенный интерес.

ВИДЕО: 10-минутный документальный фильм на японском языке о гастролях Kondo IMA в Восточной Европе

В том же 1993 Кондо переезжает в Амстердам и становится частью квартета Die Like A Dog, который можно назвать «командой мечты» современного фри-джаза: в него входили германский саксофонист Петер Брётцманн и два американца — контрабасист Уильям Паркер и барабанщик Хамид Дрейк. Квартет просуществовал более шести лет и стал своеобразным посвящением великому Альберту Эйлеру, выпустив несколько фантастических альбомов. Помимо фри-джазовых проектов, Кондо выпускает записи в стилистике «эмбиент», много работает с электроникой.

В 2002 году Кондо организует международный Фестиваль Мира в Хиросиме по просьбе Далай Ламы. В декабре 1993 года Кондо отправился в пустыню Негев в Израиле со съемочной группой японской телекомпании NHK и записал серию сольных импровизаций на свежем воздухе в попытке начать диалог с природой. Это был первый опыт в продолжающемся и по сей день проекте под названием «Blow the Earth», который за эти годы привёл Тосинори в такие места, как гора Мачу-Пикчу в Южной Америке, индийские Гималаи, песчаные и ледяные пустыни, живописные безлюдные побережья, а также самые живописные уголки Японии. Именно из Японии, куда Кондо окончательно вернулся в 2012 году и откуда он изредка выезжает, чтобы выступить либо со своими старыми товарищами — такими, как Билл Ласвелл или Петер Брётцманн, либо с молодыми и малоизвестными музыкантами — Тосинори и пожалует с большим сольным концертом в КЦ «ДОМ».

ВИДЕО: проект «Blow the Earth» в пустыне Негев, Израиль

29 марта, 20:00, КЦ «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел. +7(495)953-7236

Стоимость входного билета в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ 1200 ₽, в день концерта 1500 ₽. Стоимость электронных билетов 1500 ₽, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.