Оксана Войтенко, вокалистка из Германии: интервью «Джаз.Ру» перед выступлениями в России

0
Оксана Войтенко
Оксана Войтенко
реклама
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019

Как уже сообщал «Джаз.Ру», 29 апреля в Санкт-Петербурге (джаз-клуб JFC) и 2 мая в Москве (Клуб Алексея Козлова) выступит с материалом своего авторского альбома живущая в Германии вокалистка родом из Калининградской области — Оксана Войтенко. Вместе с ней будет играть пианист Борис Нецветаев — выпускник композиторского отделения Санкт-Петербургского музыкального училища им. Римского-Корсакова, который с 1997 г. живёт и работает в Гамбурге. Оксана Войтенко — выпускник джазового отделения консерватории Ганновера (Германия) и стипендиат Всемирной сети прославленного колледжа Бёркли (США), в Германии она сначала училась, а теперь и преподаёт: с октября 2018 Оксана — педагог по джазовому и поп-вокалу на кафедре музыки Брауншвейгского университета. Ещё студенткой Ганноверской консерватории она создала собственный квартет, а после поездки в США начала готовить запись дебютного альбома. За роялем был выдающийся пианист Вадим Неселовский — преподаватель колледжа Бёркли в Бостоне, живущий в Нью-Йорке одессит, окончивший Детмольдскую консерваторию в Германии. Под названием «Amber Light» («Янтарный свет») альбом вышел в Германии в 2018 г., и записавший его квартет совершил тогда тур по Германии. Перед приездом в российские столицы Оксана ответила на несколько вопросов редакции «Джаз.Ру».

Оксана Войтенко. Интервью
Оксана Войтенко. Интервью

Вы обучались академической музыке, потом учились на филолога-германиста, и вдруг уже после университета произошёл поворот к джазу. Как это случилось? Почему именно джаз?

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO

— Я думаю, неожиданно это было не только для моего окружения, но и для меня в том числе. Потому что после университета, да и в университетское время, я занималась эстрадным вокалом, и мой педагог по вокалу дала мне как-то раз несколько джазовых дисков. Как сейчас помню, это были Эл Джарро, Бобби Макферрин, Элла Фицджералд, Сара Воэн. И эта музыка меня настолько захватила, что до сих пор не отпускает. Решение заняться ей в то время даже не было осознанным. Просто музыка увлекла меня за собой — той свободой, которой я почувствовала в ритме, в аранжировках, в том, что я сама могу творить, в принципе, из этой музыки и поворачивать её таким образом, как мне нравится.

Как проходило врастание в германскую и — шире — европейскую джазовую жизнь? Что должен делать музыкант, приехавший из другой страны, чтобы найти своё место на джазовой сцене Европы?

— Вопрос довольно-таки нелегкий, потому что для того, чтобы устояться на определённой сцене, необходимо большое количество… совокупность определенных качеств и навыков, которые приводят того или иного артиста к его цели. Я думаю что первое, что нужно артисту — это огромное желание. И работа в том направлении, в котором он хочет продвигаться.

Врастание проходило органично, потому что процесс подготовки к поступлению в консерваторию и само поступление шли с большой отдачей: я была просто губкой и так впитывала всю информацию, что даже, в принципе, не заметила, как для меня сменились культуры. Ну и тем более, в Германии я имею дело с людьми совершенно разных национальностей. В принципе, я влилась в европейскую среду довольно-таки органично, потому что, во-первых, я приехала в страну, уже зная язык, во-вторых, я была подготовлена в музыкальном плане. И я думаю, моё огромное желание учиться и заниматься музыкой именно в Европе было настолько большим, что этот процесс прошёл очень гладко. Рекомендации, которые я могла бы дать для благополучного врастания в европейскую музыкальную жизнь для становления определённого артиста — конечно же, знание языка, знание культурных особенностей той местности, в которой ты собираешься жить и заниматься музыкой, и огромное желание, понимание поставленных перед собой целей. В принципе, преград не существует.

Альбом «Янтарный свет», безусловно, ваш авторский от первой ноты до последней, но в то же время кажется, что без участия пианиста Вадима Неселовского он был бы совсем другим. Как вы познакомились, какую роль сыграл Вадим в работе над альбомом?

— С Вадимом мы познакомились около пяти лет назад на джазовой выставке-ярмарке Jazzahead, которая проводится ежегодно в Бремене, и туда съезжается огромное количество музыкантов, организаторов фестивалей и деятелей в сфере джаза. Я тогда специально приехала на концерт, который давал Неселовский: с валторнистом Аркадием Шилклопером: они играли в дуэте. И этот концерт на меня оказал на тот момент очень большое влияние, потому что те ощущение чудес, которые происходили на сцене в этом дуэте, я помню до сих пор. И уже тогда появилась мысль: надо с Вадимом когда-либо или сыграть вместе, или записать альбом, или каким-то образом посотрудничать. Спустя некоторое время, это желание превратилось в реальность. Но в отношении той роли, которую Вадим сыграл в записи альбома и вообще в подготовке материала, в отборе материала… Я могу просто привести один пример. Когда я принесла уже готовую музыку и спросила Вадима, не будучи уверенной в том, какой материал записывать, будет ли это мой собственный материал или я ещё добавлю джазовые стандарты в собственной отработке, он сказал мне единственное: «Подумай над тем, хочешь ли ты ещё одну аранжировку джазового стандарта? Хочешь ли ты это показать своей публике?» В принципе, его ответ натолкнул меня на размышления, и я приняла решение записывать в этом альбоме собственные композиции. Ну и весь процесс записи материала в студии проходил в очень дружественной и непринуждённой атмосфере. И те рекомендации, которые давал Вадим, то, как он общался со всеми музыкантами, были настолько интеллигентными и тонкими, что даже не возникало особых вопросов. Процесс был, скажем так, очень интересный и в то же время расслабленный.

Английский и русский языки имеют разную ритмическую, интонационную природу. В чём для вас заключаются особенности работы с русским текстом в современной джазовой стилистике? И как русскоязычные песни принимают слушатели, которые их не понимают — в той же Германии, например?

— Ну в моём случае, когда я сочиняю музыку, первое, из чего я исхожу — это именно музыкальные параметры, то есть я сочиняю мелодию, или какой-то мотив, или аккордовую последовательность и уже потом на готовую мелодическую и гармоническую структуру я накладываю текст. Поэтому для меня прежде всего это ощущения музыкальные, а не текст. Поэтому, я думаю, в плане англоязычных и русскоязычных текстов для меня нет какого-то особого разделения и я не могу сказать, что моя музыка — это чистый джаз: это смешение стилей. Поэтому я не вкладываю сам текст чисто в музыкальный джазовый контекст. Возвращаясь ко второй части вопроса, могу просто привести пример, когда ко мне приходят слушатели после концерта, я с удовольствием с ними общаюсь, и они говорят, что они не понимают текста, но песни на русском языке им очень нравятся. Таких слушателей довольно-таки много, и с каждым разом я собираю эту информацию для себя и понимаю, что связь родного языка с моим сердцем — её никуда не денешь, и этим нужно пользоваться. Именно поэтому русские песни так близки публике вне зависимости от её национальной принадлежности.

Знакомы ли вы с нынешней российской джазовой сценой, если да — кого для себя выделяете среди российских джазовых музыкантов?

— Так как я джазом начала заниматься в довольно осознанном возрасте, в 22 года, я услышала первую джазовую пластинку уже осознанно. Но в 25 лет я уже переехала в Германию, и поэтому с русской джазовой сценой я знакома не близко. Но я могу некоторых исполнителей выделить, которых я знаю и уважаю. Это прежде всего, конечно, LRK Trio во главе с Евгением Лебедевым. Из вокалисток, из певиц это, пожалуй, Алина Ростоцкая, Анна Бутурлина. Ещё Алексей Козлов, легенда российского джаза. Из пианистов — Дмитрий Илугдин.

В Петербурге состав квартета Оксаны Войтенко дополнят контрабасист Николай Затолочный и барабанщик Артём Теклюк, а в Москве — барабанщик Денис Силантьев и контрабасистка Дарья Чернакова.

  • 29 апреля, 19:30, Джаз-клуб JFC — концерт в рамках фестиваля «Джазовая весна в Санкт-Петербурге» к 25-летию клуба. Билеты онлайн: 500 ₽ — 800 ₽
  • 2 мая, Клуб Алексея Козлова. Билеты онлайн от 500 ₽

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.