Музыкант о музыке. Пианист Евгений Лебедев о фестивале Molde Jazz-2019, Норвегия

0
Molde
Molde
реклама
саша машин: новый альбом 2020
саша машин: новый альбом 2020
саша машин: новый альбом 2020
саша машин: новый альбом 2020

От редакции. Это не первое выступление московского пианиста Евгения Лебедева в качестве автора «Джаз.Ру» (см. его авторскую страницу), но при этом своего рода дебют: сегодня Евгений впервые выступает с фестивальным репортажем. Сложность для автора ещё и в том, что он сам выступал на этом фестивале с самым «экспортируемым» российским джазовым ансамблем последних двух-трёх лет — LRK Trio. Тем не менее, впечатлений от фестиваля и помимо собственного выступления музыканту вполне хватило для того, чтобы поделиться ими с читателями
«Джаз.Ру»!

Около года назад по рекомендации московского саксофониста Андрея Красильникова я посмотрел видеозапись выступления Трио Билла Эванса на фестивале в норвежском городе Молде в 1980 г. Теперь это мой любимейший концерт легендарного пианиста!

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Есть ещё замечательная запись Кита Джарретта (Keith Jarrett), сделанная там же в 1972 г.

Да кто только в этом небольшом городке на западе Норвегии не играл? Назовите артиста или группу, и скорее всего эти музыканты на фестивале уже были, ведь Molde Jazz не зря считается одним из крупнейших ежегодных джазовых событий Европы, и уж точно одним из старейших: фестиваль проводится с 1961 года, а значит, 15-20 июля 2019 прошёл в 58-й раз! Многие подобные мероприятия похожи друг на друга и по организации, и по набору хэдлайнеров. Фестиваль в Молде стоит несколько особняком…

О, эти волшебные ночи в Молде! (Город находится севернее Санкт-Петербурга, под 62 градусом северной широты, а значит, белые ночи длятся дольше)
О, эти волшебные ночи в Молде! (Город находится севернее Санкт-Петербурга, под 62 градусом северной широты, а значит, белые ночи длятся дольше)

Справедливости ради надо сказать, что российские джазовые фестивали давно не уступают европейским в размахе и прекрасной организации, но и в этом Molde Jazz особенно запомнился несколькими простыми, но, как мне показалось, примечательными моментами.

Во-первых, несмотря на то, что джаз — всё-таки музыка американская и основные хэдлайнеры, естественно, приезжают из США, фестиваль в Молде активно поддерживает норвежский джаз. Чаще всего на подобных больших фестивалях местные коллективы играют или на сцене с бесплатным входом, или в раннее время, пока публика собирается, или на площадке, расположенной на пути к концерту хэдлайнера. Здесь не так, или по крайней мере не совсем так. Например, на сцене, где играет трио знаменитого американца Фреда Хёрша, выступает также молодая норвежская группа. И это не «разогрев», а полноценный концерт по билетам.

Gard Nilssen
Gard Nilssen

Ещё фестиваль каждый год представляет артиста-резидента, «Featured Artist», когда один музыкант показывает несколько проектов на протяжении фестивальной недели. В этом году резидентом стал тоже норвежец — барабанщик Гар Нильссен (Gard Nilssen). К своему стыду, я о нём раньше не знал, но услышав живьём — в очередной раз лично убедился, что с норвежским джазом всё в полном порядке! (Гар Нильссен — концевая rd в норвежском языке произносится и транскрибируется по-русски просто как «р» — не раз приезжал в Россию, в том числе с трио Lord Kelvin, с группой Cortex и т. д. — Ред.)
ВИДЕО: Гар Нильссен и его трио Acoustic Unity (саксофонист Андре Ролигетен и басист Уле Мортен Воган) на шоукейсе выставки-ярмарки Jazzahead!-2019, Бремен, Германия

Но даже не это хотелось бы особенно отметить. Так или иначе, практически все фестивали стараются поддерживать своих музыкантов, и правильно делают. А вот как молодому коллективу попасть в программу фестиваля? И возможно ли?

Molde Jazz показывает, что возможно: фестиваль постоянно выискивает новые имена и интересные проекты.

Но оказаться в программе — это только пол-дела. Как сделать так, чтобы новыми коллективами заинтересовалась публика?

Здесь этот вопрос решается до гениальности просто.

Самый первый концерт в рамках фестиваля — официальное открытие, на котором при стечении внушительного числа слушателей присутствует и мэр города. Таким образом, мероприятие превращается в большое событие, на котором не выступают хэдлайнеры — только артисты, у которых ещё «нет большого имени». Как бы грубо это ни звучало, но в итоге все организаторы, да и сами артисты упираются в такое понятие — «нет имени». А как продать билеты, когда «нет имени», а концертов ведь очень много? Но открытие фестиваля — это не просто концерт, а своеобразный шоукейс, где помимо резидента фестиваля играют новые для большой аудитории имена. А это несомненно влияет впоследствии и на заполняемость залов на выступлениях этих же коллективов, но уже вечером.

Хочется отметить творческий подход к описанию участников фестиваля в буклетах, на сайте и в мобильном приложении Molde Jazz. Это не стандартный пресс-релиз, который имеется у каждого музыканта и чаще всего просто тиражируется повсеместно слово в слово. Все тексты внимательно и с любовью адаптированы именно для фестиваля, и многие были написаны весьма остроумно, что очень подкупает.

LRK Trio — басист Антон Ревнюк, пианист Евгений Лебедев и барабанщик Игнат Кравцов — в рекламной продукции фестиваля в Молде-2019
LRK Trio — басист Антон Ревнюк, пианист Евгений Лебедев и барабанщик Игнат Кравцов — в рекламной продукции фестиваля в Молде-2019

К сожалению, не могу похвастаться глубоким знанием норвежской истории и норвежского менталитета, но теперь, пожалуй, займусь их изучением, так как лично меня здешняя публика очень удивила своей открытостью, общительностью и горячим приёмом на концертах.

LRK Trio на сцене фестиваля Molde Jazz-2019
LRK Trio на сцене фестиваля Molde Jazz-2019

Случайно разговорился с молодым норвежцем из Молде. Он с интересом расспрашивал про Россию, а я его спросил про здешнюю жизнь. На мой вопрос он весьма серьёзно ответил, что только в течение этой фестивальной недели город по-настоящему оживает, заряжаясь на год вперёд. «Слишком упорядоченная и спокойная у нас здесь жизнь, а джаз вносит недостающий творческий хаос».

И действительно, мы приехали за день до начала фестиваля и воочию увидели колоссальную перемену в облике города. Ещё вчера абсолютно пустынные улицы превратились в бесконечный праздничный парад, заполнившись до отказа людьми — а ровно через неделю всё вернулось к привычной упорядоченности и спокойствию. Но это только до следующего лета, ведь без недели творческого хаоса Молде уже не представляется.

Ранее на «Джаз.Ру»: подробный репортаж с 50-го Molde Jazz (2011) — часть 1, часть 2
ВИДЕО: визуально-музыкальные впечатления от фестиваля в Молде-2011

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.