Музыкант о музыке. Пианист Евгений Лебедев о фестивале Molde Jazz-2019, Норвегия

0
Molde
Molde
реклама
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019
RAINY DAYS JAZZ FEST 2019

От редакции. Это не первое выступление московского пианиста Евгения Лебедева в качестве автора «Джаз.Ру» (см. его авторскую страницу), но при этом своего рода дебют: сегодня Евгений впервые выступает с фестивальным репортажем. Сложность для автора ещё и в том, что он сам выступал на этом фестивале с самым «экспортируемым» российским джазовым ансамблем последних двух-трёх лет — LRK Trio. Тем не менее, впечатлений от фестиваля и помимо собственного выступления музыканту вполне хватило для того, чтобы поделиться ими с читателями
«Джаз.Ру»!

Около года назад по рекомендации московского саксофониста Андрея Красильникова я посмотрел видеозапись выступления Трио Билла Эванса на фестивале в норвежском городе Молде в 1980 г. Теперь это мой любимейший концерт легендарного пианиста!

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO
JOANDER SANTOS TRIO

Есть ещё замечательная запись Кита Джарретта (Keith Jarrett), сделанная там же в 1972 г.

Да кто только в этом небольшом городке на западе Норвегии не играл? Назовите артиста или группу, и скорее всего эти музыканты на фестивале уже были, ведь Molde Jazz не зря считается одним из крупнейших ежегодных джазовых событий Европы, и уж точно одним из старейших: фестиваль проводится с 1961 года, а значит, 15-20 июля 2019 прошёл в 58-й раз! Многие подобные мероприятия похожи друг на друга и по организации, и по набору хэдлайнеров. Фестиваль в Молде стоит несколько особняком…

О, эти волшебные ночи в Молде! (Город находится севернее Санкт-Петербурга, под 62 градусом северной широты, а значит, белые ночи длятся дольше)
О, эти волшебные ночи в Молде! (Город находится севернее Санкт-Петербурга, под 62 градусом северной широты, а значит, белые ночи длятся дольше)

Справедливости ради надо сказать, что российские джазовые фестивали давно не уступают европейским в размахе и прекрасной организации, но и в этом Molde Jazz особенно запомнился несколькими простыми, но, как мне показалось, примечательными моментами.

Во-первых, несмотря на то, что джаз — всё-таки музыка американская и основные хэдлайнеры, естественно, приезжают из США, фестиваль в Молде активно поддерживает норвежский джаз. Чаще всего на подобных больших фестивалях местные коллективы играют или на сцене с бесплатным входом, или в раннее время, пока публика собирается, или на площадке, расположенной на пути к концерту хэдлайнера. Здесь не так, или по крайней мере не совсем так. Например, на сцене, где играет трио знаменитого американца Фреда Хёрша, выступает также молодая норвежская группа. И это не «разогрев», а полноценный концерт по билетам.

Gard Nilssen
Gard Nilssen

Ещё фестиваль каждый год представляет артиста-резидента, «Featured Artist», когда один музыкант показывает несколько проектов на протяжении фестивальной недели. В этом году резидентом стал тоже норвежец — барабанщик Гар Нильссен (Gard Nilssen). К своему стыду, я о нём раньше не знал, но услышав живьём — в очередной раз лично убедился, что с норвежским джазом всё в полном порядке! (Гар Нильссен — концевая rd в норвежском языке произносится и транскрибируется по-русски просто как «р» — не раз приезжал в Россию, в том числе с трио Lord Kelvin, с группой Cortex и т. д. — Ред.)
ВИДЕО: Гар Нильссен и его трио Acoustic Unity (саксофонист Андре Ролигетен и басист Уле Мортен Воган) на шоукейсе выставки-ярмарки Jazzahead!-2019, Бремен, Германия

Но даже не это хотелось бы особенно отметить. Так или иначе, практически все фестивали стараются поддерживать своих музыкантов, и правильно делают. А вот как молодому коллективу попасть в программу фестиваля? И возможно ли?

Molde Jazz показывает, что возможно: фестиваль постоянно выискивает новые имена и интересные проекты.

Но оказаться в программе — это только пол-дела. Как сделать так, чтобы новыми коллективами заинтересовалась публика?

Здесь этот вопрос решается до гениальности просто.

Самый первый концерт в рамках фестиваля — официальное открытие, на котором при стечении внушительного числа слушателей присутствует и мэр города. Таким образом, мероприятие превращается в большое событие, на котором не выступают хэдлайнеры — только артисты, у которых ещё «нет большого имени». Как бы грубо это ни звучало, но в итоге все организаторы, да и сами артисты упираются в такое понятие — «нет имени». А как продать билеты, когда «нет имени», а концертов ведь очень много? Но открытие фестиваля — это не просто концерт, а своеобразный шоукейс, где помимо резидента фестиваля играют новые для большой аудитории имена. А это несомненно влияет впоследствии и на заполняемость залов на выступлениях этих же коллективов, но уже вечером.

Хочется отметить творческий подход к описанию участников фестиваля в буклетах, на сайте и в мобильном приложении Molde Jazz. Это не стандартный пресс-релиз, который имеется у каждого музыканта и чаще всего просто тиражируется повсеместно слово в слово. Все тексты внимательно и с любовью адаптированы именно для фестиваля, и многие были написаны весьма остроумно, что очень подкупает.

LRK Trio — басист Антон Ревнюк, пианист Евгений Лебедев и барабанщик Игнат Кравцов — в рекламной продукции фестиваля в Молде-2019
LRK Trio — басист Антон Ревнюк, пианист Евгений Лебедев и барабанщик Игнат Кравцов — в рекламной продукции фестиваля в Молде-2019

К сожалению, не могу похвастаться глубоким знанием норвежской истории и норвежского менталитета, но теперь, пожалуй, займусь их изучением, так как лично меня здешняя публика очень удивила своей открытостью, общительностью и горячим приёмом на концертах.

LRK Trio на сцене фестиваля Molde Jazz-2019
LRK Trio на сцене фестиваля Molde Jazz-2019

Случайно разговорился с молодым норвежцем из Молде. Он с интересом расспрашивал про Россию, а я его спросил про здешнюю жизнь. На мой вопрос он весьма серьёзно ответил, что только в течение этой фестивальной недели город по-настоящему оживает, заряжаясь на год вперёд. «Слишком упорядоченная и спокойная у нас здесь жизнь, а джаз вносит недостающий творческий хаос».

И действительно, мы приехали за день до начала фестиваля и воочию увидели колоссальную перемену в облике города. Ещё вчера абсолютно пустынные улицы превратились в бесконечный праздничный парад, заполнившись до отказа людьми — а ровно через неделю всё вернулось к привычной упорядоченности и спокойствию. Но это только до следующего лета, ведь без недели творческого хаоса Молде уже не представляется.

Ранее на «Джаз.Ру»: подробный репортаж с 50-го Molde Jazz (2011) — часть 1, часть 2
ВИДЕО: визуально-музыкальные впечатления от фестиваля в Молде-2011

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.