Барабанщик Арт Блэйки (1919-1990). Сто лет со дня рождения

0
Art Blakey, 1973 (photo © Heinrich Klaffs)
Art Blakey, 1973 (photo © Heinrich Klaffs)

11 октября 1919 года в Питтсбурге (Пенсильвания) родился мальчик, которому суждено было стать одним из самых известных и популярных джазовых артистов всех времён и одним из самых влиятельных джазовых барабанщиков. Его звали Артур Блэйки, а когда он в конце 40-х гг. под влиянием многих тогдашних афроамериканских интеллектуалов принял ислам, то некоторое время откликался на имя Абдулла ибн-Буайна (Abdullah Ibn Buhaina). Впрочем, от мусульманского имени в конце концов осталось только музыкантское прозвище барабанщика — Бу. Но весь мир знал и знает его под именем Арт Блэйки (Art Blakey).

Блэйки появился на большой джазовой сцене в 1939 году в составе последнего оркестра первопроходца биг-бэндового движения — Флетчера Хендерсона. Там его услышала пианистка Мэри-Лу Уильямс, и в 1940 он стал работать в её ансамбле. А в 1944 Блэйки вошёл в состав биг-бэнда вокалиста Билли Экстайна.

Вот как он сам рассказывал об этом журналу DownBeat в 1985 году:

— Я присоединился к ним в Сент-Луисе, и вы бы видели моё изумление! Там я впервые увидел Леди Дэй (Билли Холидэй), Сару (Воэн), Бёрда (Чарли Паркера), Диззи (Гиллеспи) и подумал, что они все посходили с ума. Я никогда не видал таких выступлений! А сам я был наголо обритый, в очках в металлической оправе, старомодный, неуклюжий…

Когда заиграл оркестр, они меня просто до смерти напугали. Во время одного номера, когда Сара пела, я начал играть какой-то меняющийся ритм, стараясь быть на высоте. И тут Бёрд, который вёл оркестр, подошёл ко мне и сказал: «Стоп!» Я говорю: «Ты что, шутишь?» Он говорит: «Нет, я Чарли Паркер, и я сказал «стоп!»». Я перестал играть, а он сказал остальным: «Продолжайте играть». Сара всё ещё пела. Он спросил: «Скажи, что ты тут такое изображал?» — имея в виду мой ритм. Я сказал: «Бёрд, я не знаю». Тогда он говорит: «Зачем же ты это делаешь?» — «Потому что я слышал, как Кози Коул так играл в оркестре Кэба Каллоуэя». «Вот потому он здесь и не играет!» — сказал Бёрд. Сразил меня наповал. Я ужасно переживал. Но своим замечанием Паркер сразу поставил меня на место. И я ему благодарен за это…

В этом оркестре проходили боевую закалку многие будущие звёзды бибопа — революционного нового стиля джаза 1940-х годов. Неудивительно, что именно эти звёзды бибопа — саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Телониус Монк и Бад Пауэлл — были среди тех, на чьих пластинках Блэйки делал яркие записи в малых составах. Но подлинная слава пришла к нему в середине 1950-х, когда Блэйки и пианист Хорас Силвер (Horace Silver) создали ансамбль, которому суждено было стать едва ли не самым популярным малым составом в джазе следующих трёх десятилетий — «Посланцы Джаза», The Jazz Messengers.

Art Blakey, 1958 (photo © Herman Leonard)
Art Blakey, 1958 (photo © Herman Leonard)

Этот коллектив буквально единолично запустил новое направление в джазе, хардбоп. Историки джаза считают отправной точкой хардбоповой стилистики 1955 г., когда JazzMessengers записали пьесу «ThePreacher», простую тему Силвера с явным влиянием интонаций афроамериканской церковной музыки — госпелз — и воспринятым из чёрной популярной музыки тех лет — ритм-н-блюза — чётким, ярким ритмом, получившим название «фанки». Говорят, глава выпустившего пластинку лейбла Blue Note Альфред Лайон, большой поклонник заковыристой музыки пианиста Телониуса Монка, считал, что эта пьеска — слишком простенькая для джазовой записи, и её запись была сделана только потому, что на этом настояли Блэйки и Силвер. Пьеса вышла… и попала в хит-парад поп-музыки, принесла лейблу большие деньги и определила господствующую стилистику BlueNote на десятилетие с лишним. Джаз, со времен бибопа потерявший широкую аудиторию, в лице музыкантов BlueNote сумел вновь повернуться лицом к массовому слушателю, создать легко воспринимаемые и яркие образцы, которые не уступали более сложным джазовым произведениям ни в глубине, ни в количестве музыкальных идей, но — главное — при этом не казались широкому слушателю каким-то шифром, загадкой.

Некоторое время ансамбль записывался для корпорации Columbia, но в 1958 вновь вернулся на прославленный джазовый лейбл Blue Note. Состав ансамбля, с которым Блэйки в тёплый осенний день 30 октября 1958 г. приехал в легендарную студию звукозаписи аудиоинженера Руди Ван Гелдера в Нью-Джерси — совсем новый и просуществовал недолго, но именно этому составу суждено было стать моделью для последующих версий «Посланцев джаза», которые безостановочно гастролировали ещё больше трёх десятилетий, до самой смерти Арта Блэйки в 1990 году. Хотя бы потому, что написанные для этого альбома пьесы 29-летнего саксофониста Бенни Голсона разные составы Jazz Messengers продолжали исполнять тридцать следующих лет, а теперь эти пьесы звучат по всему миру уже как джазовые стандарты, знакомые всем джазовым музыкантам темы для совместной импровизации.

Обложка альбома «Art Blakey and the Jazz Messengers»
Обложка альбома «Art Blakey and the Jazz Messengers»

Главное, что поражает в лучших записях Jazz Messengers — это страсть. Тот же Бенни Голсон, тот самый, у которого так стремился взять автограф персонаж Тома Хэнкса в фильме «Терминал» — по природе своей очень лиричный и мягкий саксофонист, но его инструмент звучит здесь так же энергично, как труба 30-летнего трубача Ли Моргана. В хардбопе «Посланцев джаза» смешивается танцевальная энергия ритм-н-блюза, страсть протестантских проповедников из евангелических песнопений госпел и упругость ритмов нью-орлеанских марширующих оркестров, которые так здорово имитировал на ударной установке сам Арт Блэйки. Он в этой записи старше всех, ему 39. Именно на его энергии и фантастическом ощущении ритма держится знаменитый номер с альбома 1958 года, который так и называется — «Блюзовый марш», «Blues March».

Через состав «Посланцев джаза» прошли десятки первоклассных музыкантов. В записи концерта в клубе Birdland ещё в 1954 г. можно слышать, как Блэйки говорит: «Буду играть с молодёжью, эти постареют — возьму более молодых». Он так и делал, мало того: требовал, чтобы новые участники ансамбля обязательно писали для него музыку. «У нас пишут все, — говорил он. — Кто приходит и не умеет писать, должен научиться. Кто не может научиться, тот должен уйти. Потому что исполнители уходят, а композиции остаются».
ВИДЕО: Jazz Messengers в Европе, 1958. Арт Блэйки представляет тему пианиста Бобби Тиммонса «Moanin’». Ли Морган (труба), Бенни Голсон (тенор-саксофон), Джейми Мэррит (контрабас)

Перечисление бывших солистов Jazz Messengers звучит как оглавление учебника по истории джаза: трубачи Ли Морган, Фредди Хаббард, Вуди Шоу, Рэнди Бреккер, Уинтон Марсалис, Теренс Бланшард, Уоллас Рони; саксофонисты Бенни Голсон, Хэнк Мобли, Джонни Гриффин, Уэйн Шортер, Гэри Бартц, Бобби Уотсон, Брэнфорд Марсалис, Дональд Харрисон, Кенни Гарретт; пианисты Хорас Силвер, Бобби Тиммонс, Сидар Уолтон, Кит Джарретт, Маккой Тайнер, Джоэнн Бракин, Джордж Кейблз, Джефф Кизер и многие, многие другие — это далеко не полный список!
ВИДЕО: Jazz Messengers в Париже, 1959. Ли Морган (труба), Уэйн Шортер (тенор-саксофон), Уолтер Дэйвис-мл. (ф-но), Джейми Мэррит (бас), Арт Блэйки (барабаны)

Есть в этом списке и наш соотечественник — московский трубач Валерий Пономарёв, который играл в Jazz Messengers с 1977 по 1981 годы, а в 2010-е создал в Нью-Йорке специализирующийся на исполнении оркестровых версий репертуара «Посланцев джаза» биг-бэнд Our Father Who Art Blakey (игра слов: слова «Our Father Who Art…» начинается английская версия молитвы «Отче наш, иже еси…», т. е. получается что-то вроде «Отец наш небесный, Арт Блэйки»). Кстати, концертная версия ансамбля Jazz Messengers существует и сейчас: она специально воссоздана для исторически достоверного исполнения классического репертуара «Посланцев джаза», и музыкальным руководителем этого нью-йоркского коллектива выступает именно Валерий Пономарёв.

Арт Блэйки и Валерий Пономарёв в составе Jazz Messengers в нью-йоркском зале Avery Fisher Hall, 1980 (фото © Лев Забежинский)
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяСаксофонист Антон Чекуров и вокалистка Ольга Синяева выпустили совместный альбом «Jump!»
Следующая статьяИзучим альбом: записки джазового слушателя. Bunky Green «Another Place»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.