Жизнь джазовой кафедры МГИК глазами профессора Зинаиды Карташёвой: годовой отчёт номер восемь

0
Кафедра эстрадных оркестров и ансамблей МГИК
Кафедра эстрадных оркестров и ансамблей МГИК, участники концерта: Борис Ривчун, Армен Петров, Кристина Крит, Зинаида Карташёва, Виталий Саткулов, Вайдас Баразнаускас, Виктор Чаплыгин, Виталий Гудков, Валерий Черноок
реклама
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

Начиная с 2012 года, в январе я обычно писала для российского джазового издания «годовые отчеты» о том, что происходило на кафедре эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного института культуры за прошедший год. И, хотя с 2018 г. я уже не возглавляю эту кафедру, не вижу причин не продолжать это делать, потому что проблемы наши — общие для джазового образования, потому что педагоги и студенты активно трудятся, происходит много интересного, и есть о чём подумать и чем поделиться.

Кристина Крит (фото © Евгений Пашин)
Кристина Крит (фото © Евгений Пашин)

Начну с того, что придает ощущение стабильности: весь 2019 год мы уже провели без струнников в составе кафедры (и это огромное облегчение), и весь год кафедрой руководила Кристина Валерьевна Крит. Теперь она мужественно сражается со всеми многочисленными распоряжениями, формальностями и проверками, так усложняющими и без того насыщенную вузовскую жизнь. Конца-краю им не видно. И при этом нужно умудриться чётко и интересно организовывать учебный и творческий процесс. Я стараюсь ей помогать, так что у нас образовался вполне согласованный дуэт. При всей своей загруженности, мы стараемся реализовывать и собственные творческие задачи. Я, наконец, вспомнила, что я музыковед, а Кристина Валерьевна постоянно сочиняет и играет, расширяя свою географию джазовых московских сцен: в предновогоднем концерте выступила уже в новом концертном зале «Зарядье». Стабильным был и состав кафедры — за прошлый год поменялся только педагог класса ударных, им стал известный музыкант Дмитрий Власенко.

Дмитрий Власенко
Дмитрий Власенко

Одними из самых ответственных событий года были выпуск дипломников и новый приём, которые определяют уровень образования на кафедре и её перспективы. Государственные экзамены прошли успешно, без троек, и председатель государственной комиссии, народный артист РФ Анатолий Кролл говорил о вполне положительных своих впечатлениях. Из выпуска 2019 года нужно отметить прежде всего трудолюбивых и ответственных братьев-близнецов, саксофонистов Виталия и Валерия Саткуловых, взрослого сложившегося пианиста Павла Стародубцева (заочное отделение), бас-гитариста Павла Матвеева, трубача Бориса Третьякова. Все они — лауреаты различных серьёзных конкурсов. Не столь ярко, но вполне достойно проявили себя трубач Антон Бякин и пианистка Ирина Букина (нет, это не шутка! — Ред.).

Приём на первый курс — это у нас очень серьёзная проблема, поскольку речь идет о дальнейшем существовании биг-бэнда и ансамблей. Бюджетных мест дается всего семь. Постоянно существует дефицит трубачей и тромбонистов, которые умудряются одновременно поступать сразу в несколько вузов, уже в момент зачисления могут внезапно исчезнуть, и тогда состав курса меняется. Хорошо, что у нас в вузе есть кафедра духовых оркестров и ансамблей. Спасибо её руководителю Павлу Юрьевичу Делию, он разрешает своим студентам посещать наш оркестр. Иллюстраторов оформить, даже за те гроши, которые им платят — невероятно сложно. Все это — сильная головная боль и для зав. кафедрой, и для руководителя биг-бэнда Сергея Долженкова. В классе ансамбля тоже приходится смешивать студентов разных курсов, а это — проблемы с расписанием и с загруженностью студентов, играющих на «дефицитных» (редких в настоящее время. — Ред.) инструментах. Хорошо хоть выпускники помогают при подготовке к особо важным концертам.

Лариса Долина, руководитель студенческого оркестра Сергей Долженков и биг-бэнд
Лариса Долина, руководитель студенческого оркестра Сергей Долженков и биг-бэнд

А концертов таких у нас становится всё больше, и проводятся они совместно с кафедрой эстрадно-джазового пения, возглавляемой Народной артисткой РФ Ларисой Александровной Долиной. Это, в основном, как сейчас принято говорить, «трибьюты» — посвящения великим музыкантам. В минувшем году это были Ирвинг Берлин, Дюк Эллингтон, Коул Портер, «Битлз». Большие «монографические» концерты прошли и в нашем концертном зале, и в клубах Алексея Козлова и Игоря Бутмана. Это прекрасно, что студенты-вокалисты имеют возможность выступать с биг-бэндом и ансамблями. Правда, как мне кажется, превращать биг-бэнд только в аккомпанирующий состав, а Эллингтона, например, только в автора песен, не стоит. В концерте, посвященном его 120-летию, явно не хватало чисто инструментальных композиций: к примеру, «Mood Indigo» и «Sophisticated Lady» заслужили право быть исполненными и без студентов-вокалистов, которые в легендарных эллингтоновских шедеврах не всегда убедительны. Но моё мнение уже никого не интересует.

Помимо концертов такого плана, у нас на кафедре проводятся и концерты чисто инструментальные, ансамблевые и, кстати сказать, очень полезные для студентов, поскольку в них играют и педагоги. 19 марта прошел очень интересный концерт, в котором участвовали педагоги Кристина Крит и Борис Ривчун (ф-но), Армен Петров (бас-гитара), Виталий Гудков (гитара), гость — потрясающий барабанщик Валерий Черноок (ударные) и студенты Виталий Саткулов (саксофон) и Вайдас Баразнаускас (ударные). Программа включала композиции на темы традиционного и современного джаза и авторские композиции К.В. Крит.

Преподаватель класса гитары Виталий Гудков был инициатором и главным героем концерта, посвященного великому гитаристу Кенни Бёрреллу (14 октября 2019) Вместе с ним играл его ученик Виктор Чаплыгин, наши студенты Михаил Крутиков (саксофон) и Владислав Исаев (ударные), студенты соседнего МГКИ Рамзан Кикаев (гитара) и Владислав Агафонов (бас-гитара), а также К.В. Крит. Такой состав — яркий пример так называемой «профориентационной» работы, которую с нас всё время требуют, и нашего сотрудничества с потенциальными абитуриентами. Я в таких концертах тоже участвую — даю информацию о композициях и их авторах, что интересно и мне, и студентам, и привносит в концерты некоторую долю познавательности

Открытие конкурса — фанфары. Играют педагоги (участники жюри) и участники из Минска, Барановичей, Вильнюса и Москвы
Открытие конкурса — фанфары. Играют педагоги (участники жюри) и участники из Минска, Барановичей, Вильнюса и Москвы

Одно из важнейших событий в жизни кафедры произошло 14 декабря 2019 года: мы провели десятый (к сожалению — уже десятый…) конкурс молодых джазовых трубачей, учрежденный в память о замечательном музыканте и педагоге Евгении Савине, который заведовал нашей кафедрой в 2000-2009 гг.

Х конкурс им. Евгения Савина. Играет Борис Григорян (ДМШ им.Лядова, 1-я премия)
Х конкурс им. Евгения Савина. Играет Борис Григорян (ДМШ им.Лядова, 1-я премия)

Я освещала почти все конкурсы на «Джаз.Ру», отмечая особенности каждого. Нынешний я бы назвала конкурсом дебютов. Во-первых, он получил статус международного. Председателем жюри стал крупный деятель духовой и джазовой музыки из Минска профессор Александр Леонидович Коротеев, который сделал очень много для поддержки конкурса в течение нескольких лет. В составе жюри появились Владимир Школьный (Vladimir Školnyj) из Вильнюса, доцент кафедры инструментального джазового исполнительства Рустем Галиуллин, который ведет класс джазовой трубы в РАМ им.Гнесиных, и тромбонист (исполнитель и педагог) Олег Абрамов.

Жюри (слева направо): В.А. Зайдин, Л.И. Янков, О.И. Абрамов, Р.Х. Галиуллин, А.Л. Коротеев, В. Школьный
Жюри (слева направо): В.А. Зайдин, Л.И. Янков, О.И. Абрамов, Р.Х. Галиуллин, А.Л. Коротеев, В. Школьный

Расширился список учебных заведений и педагогов, представивших своих участников: впервые участвовали Григишская музыкальная школа Вильнюса (педагог В. Школьный), ДМШ им. Лядова (педагог В. Герасимов), Гнесинская музыкальная школа (педагог В.И. Пушкарев).

Активно участвовала недавно учрежденная Академия джаза — и школьники, и студенты среднего звена (педагоги В. Анисимов, С. Долженков, А. Григорян). В первый раз среди студентов вузов был тромбонист (наш Дмитрий Королёв).

Дмитрий Королёв (МГИК, 2-я премия)
Дмитрий Королёв (МГИК, 2-я премия)

Всего был 21 участник, что для нашего эксклюзивного конкурса вполне достаточно, и две трети ребят участвовали впервые. В последнем конкурсе мы обозначили верхнюю границу возраста в категории выпускников: 40 лет. Так что нового было достаточно много.

Павел Игумнов и Иван Серебренников (РАМ, 1-е премии)
Павел Игумнов и Иван Серебренников (РАМ, 1-е премии)

Поскольку у нас две номинации (солисты и ансамбли трубачей) и четыре категории, соответствующие уровню образования, победители есть в каждой. Открытий, достойных Гран-При, на этот раз не было, но хорошие крепкие ребята были: студенты РАМ, как всегда, были на высоте — Иван Серебренников и Павел Игумнов. Они особенно старались, видя в жюри своего педагога. Среди студентов колледжей лучшими были Снежана Ведерникова и Дмитрий Якименко из Академии джаза, среди школьников — Йонас Школьнас и Борис Григорян.

Снежана Ведерникова (Академия джаза, 1-я премия)
Снежана Ведерникова (Академия джаза, 1-я премия)

По поводу участия школьников: жюри подумало о том, чтобы в будущем разделись эту группу на младшие и старшие классы, потому что сравнивать их очень трудно. Чтобы участие взрослых тромбонистов стало «узаконенным», возможно, впредь это будет конкурс молодых трубачей и тромбонистов. Мы подумаем и, что называется, «посоветуемся с товарищами». Хотелось бы, конечно, видеть больше участников в номинации ансамблей. Пока что активно работают в этом виде исполнительства педагоги Д.Ю. Рыжов и Р.В. Котович. Вполне могли бы участвовать наши кадеты, их ансамбли мы слышали в концертах. Жаль, что зимнее время и параллельно проводимые другие конкурсы вносят коррективы не в пользу количества участников. Но тут уж вряд ли что-то можно изменить, поскольку дату проведения мы стараемся максимально приблизить ко дню рождения Евгения Александровича (12 декабря).

Самый юный участник Филипп Яровой (7 лет, МССМШ им. Гнесиных, 2-я премия)
Самый юный участник Филипп Яровой (7 лет, МССМШ им. Гнесиных, 2-я премия)

Последний конкурс был посвящен 70-летнему юбилею Мастера. Отметить его концертом не получилось, но мы это обязательно сделаем весной. Мы отметили юбилей другого нашего бывшего заведующего, вернее, основателя кафедры — Вячеслава Кузнецова. 80-летию со дня его рождения были посвящены конференция и концерт, которые прошли 19 апреля. Получилась удивительно тёплая встреча, на которой присутствовали ветераны нашего вуза, знавшие В.Г. Кузнецова ещё студентом, его коллеги и ученики. Приезжала из Голландии его дочь Арина, выпускница МГИК, со своей юной дочкой. Прекрасному человеку, музыканту, автору первой докторской диссертации в нашей сфере, педагогу, стоявшему у истоков эстрадно-джазового образования не только в нашем вузе, но и в России, было посвящено много добрых воспоминаний и слов.

Вячеслав Кузнецов
Вячеслав Кузнецов

Еще один юбилей — 110 лет со дня рождения первого отечественного джазоведа Валентины Конен — наша кафедра отметила 24 октября совместно с кафедрой теории и истории музыки. Участниками круглого стола были педагоги трёх кафедр и студенты, гостем была племянница В.Д. Конен. (подробности ранее см. на «Джаз.Ру»).

Не могу не отметить очень хорошую инициативу организации подобных событий, которая исходит от кафедры эстрадно-джазового пения, а мы принимаем в них участие: круглые столы, посвященные Коулу Портеру и Дюку Эллингтону — прекрасная возможность для студентов подробнее изучить творчество великих музыкантов и попрактиковаться в подготовке и чтении докладов, что очень полезно для их будущей дипломной работы.

Возвращаясь к теме конкурсов, обязательно нужно сказать, что наши студенты участвовали практически во всех основных джазовых молодёжных конкурсах-фестивалях, проведенных в 2019 в Москве и Ростове-на-Дону, в качестве солистов, в составе ансамблей и биг-бэнда. Среди наиболее успешно выступивших нужно назвать, в первую очередь, гитариста Виктора Чаплыгина, который получил звание победителя конкурса-фестиваля «Гнесин-джаз» (2018 и 2019) в разных номинациях — солиста, автора композиций, лидера ансамбля. Активно участвовали в конкурсах и фестивалях в прошедшем году Виталий Саткулов, Михаил Крутиков, Павел Алексеев, Даниил Дражников.

И самая последняя новость уходящего года — присуждение звания Народного артиста РФ двум нашим выпускникам — Игорю Николаеву (1980, тогда ещё эстрадно-джазовой секции в составе оркестровой кафедры, педагог И.М. Бриль) и Сергею Жилину (2016, педагог Е.С. Гречищев). Что ж, будем гордиться и растить новых народных, ну или хотя бы заслуженных артистов!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.