Анна Королёва о Романе Гринёве: «Мы горели и сгорали в музыке, которую играли»

0
Анна Королёва (фото © Ira Klukvina)
Анна Королёва (фото © Ira Klukvina)

Композитор, саксофонистка, пианистка, вокалистка Анна Королёва вспоминает о своем друге и коллеге по сцене Романе Гринёве. Его памяти посвящен фестиваль «Гринфест», который в день рождения музыканта 8 декабря пройдёт на сцене Клуба Алексея Козлова.

— С Ромой Гринёвым мы познакомились лет 15 назад на концерте скрипача Феликса Лахути, Рома тогда играл в группе Funky Land. Мы часто пересекались в проектах Феликса, играли с Ромой, Сашей Староверовым, Димой Илугдиным, Антоном Дашкиным и Вовкой Кожекиным. Вместе играли в моем фанк-проекте Soul Wings.

Рома всегда принадлежал целому спектру музыкальных направлений, поэтому его знала вся музыкальная тусовка — и фанковая, и блюзовая, и соул, и джазовая. Будучи основателем своих проектов, он был бесспорно музыкальным лидером. Но, кроме того, он являлся своего рода духовным лидером, если можно так сказать.. Запросто мог собрать вокруг себя кучу музыкантов и устроить такое особое энергетическое состояние, где все объединены музыкой, общением. Как это обычно происходило на его дни рождения, я помню несколько таких фантастических сейшнов.

Рома Гринёв — яркая личность и удивительный музыкант. Он отличался от всех своей индивидуальностью, у него режиссура музыкального стиля была в крови. Рома жил каждой нотой, эмоционально реагировал на нее. У него ноты были живыми — ни одной равнодушной. Играл каждый раз как последний. Его не стало — и думаешь: с кем теперь фанк играть?..

Анна Королёва
Анна Королёва

На Рому больше всего повлиял Джако Пасториус, игру которого он всегда анализировал. Вообще фанк, блюз — это его собственное состояние, сам Рома Гринёв и есть. А вот фьюжн он исследовал и экспериментировал. Фьюжн — океан, в котором он плавал и хотел достичь глубин, это его поле роста, любви и завоеваний. Это видно в его фьюжн-аранжировках, когда он расписывал партии для духовых и сольно вёл не просто аккомпанемент, а вкладывал в него всю суть стиля фьюжн. Но при всём этом, подобно хамелеону, он мог менять стилистическую окраску и, уходя в разные грани и направления, не изменял своей органике.

Я очень любила играть вместе с Ромой Гринёвым в «Станции Мир». Все её участники дико талантливы и в наивысшей степени сыгранны, и при всём этом — друзья. Когда мы играли, то достигали какого-то невиданного и особенного состояния свободы. Вовка Кожекин падал на руки в зал, а Рома с таким же состоянием играл на сцене — непередаваемое ощущение свободы во взаимодействии со зрителями.

Свобода музыканта достигается за счет разных категорий. Можно быть достаточно равнодушным, сдержанным эмоционально и в то же время абсолютно свободным в плане техники, парить над ней. Рома Гринёв эмоционально горел сердцем и за счёт этого раскрывался сам и раскрывал других.

В музыке главное — душа, эмоция. Если играешь и не вкладываешь в музыку ничего, кроме профессионализма, что затронет слушателя? Передать возможно только истинные вещи — любовь, сострадание. Музыка должна брать верх над собственным эго.

Рома, в жизни человек чрезвычайно горящий и темпераментный, в музыке всегда шёл за ней следом, начинал ей служить и забывал про себя. Служение музыке и даёт свободу. Мы всё время думаем о том, насколько мы востребованы, подвержены смущениям и внутренней борьбе, бываем в негармоничном состоянии. В одно мгновение мы готовы благодарить жизнь, Бога, зрителей за возможность быть музыкантом, в другое оказываемся на самом дне, когда сомневаемся: а не бросить ли всё к чертовой матери!.. Баланс между этими двумя состояниями и называется жизнь, вот истинная суть. Чем гармоничнее балансируешь, тем лучше и счастливее себя чувствуешь. Но, чёрт возьми, быть музыкантом — не наше решение, что бы мы ни думали! Послушайте Рому Гринёва — и найдете в его музыке ответ на многие вопросы. Его любили и любят — музыканты, друзья, слушатели — важнее этого нет ничего.

Рома настолько себя реализовал, что уже сам не знал, как с этой ношей справиться. Он как ракета с топливом, которая улетела на Марс. Куда дальше со своей космической энергетикой лететь, пока все остальные снизу догоняют? Дай Бог каждому так потрясающе реализоваться, как Рома Гринёв реализовал себя в музыке.

Всё наше общение шло через музыку, поэтому мои воспоминания — как мы репетировали, играли на концерте или добирались вместе на какие-то гастроли. Для меня Рома Гринёв — это свобода, музыка, эмоции и духовное лидерство. Мы горели и сгорали в музыке, которую играли, в этом энергетическом кайфе. Когда Рома ушел, образовалась невосполнимая брешь. Он был выдающийся, светящийся музыкант, который всегда внутри тебя как музыкальный партнёр. Яркая личность, про которую ты всегда помнишь. Он был одним из нас и одновременно частью нас за счёт всех его чудесных качеств, которыми он был одарён от природы. Его невозможно не заметить, и в то же время невозможно забыть. Уход Ромы — это потеря части себя.

Роман Гринёв
Роман Гринёв

Роман Гринёв (08.12.1976 — 03.11.2018)

Родился в подмосковном наукограде Черноголовка. Уже в школе определился с призванием, собрал первую музыкальную группу, затем поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, а после и в Академию, где учился у легендарного педагога Анатолия Соболева. Стал известным джаз-фанковым бас-гитаристом, активным участником сообщества Funk Family, основателем лейбла GrinStar Vibrations (группы Funk You, Fusion Port, Jazz Box), музыкантом коллективов Funky Land Феликса Лахути, Groovy Jam, C.L.O.N.E., «Станции Мир» и многих других. Музыкальные интересы Романа всегда были полистиличны, что отражает список исполнителей, с которыми он работал: Михаил Мишурис, Николай Арутюнов, Анатолий Герасимов, Фёдор Чистяков, Татьяна Зыкина… Особо интересовался африканскими ритмами, переиграл во всех известных московских афро-командах: Sun Music, «Кимбата», «Африканда», «Компатриотас», «Афромама», Drip Brothers. Его увлечение разнообразными направлениями и стилями находило выражение в музыке группы Funk You, которая 10 лет была творческой лабораторией Романа. Позднее, с эволюцией творческих интересов, его основным проектом стал ансамбль Fusion Port, высокий образец музыки «фьюжн», основанный совместно с пианисткой Натальей Скворцовой.

«Гринфест-2020»

В 2019 году в Клубе Алексея Козлова с аншлагом прошел первый «Гринфест». Почтить память бас-гитариста пришли его друзья и коллеги, лучшие музыканты города, звёзды джаза и блюза. Ядро программы «Гринфеста 2020» прежнее, но будут и новые гости! Народный артист России, гитарист Алексей Кузнецов, блестящий клавишник Валерий Степанов, виртуозный гитарист Дмитрий Четвергов, певица Ирина Сурина, фанк-оркестр «Бенарес Экспресс» и другие. Цель фестиваля — объединить лучших представителей жанров, создать симфонию из импровизационных стилей, отвечавших творческим устремлениям многогранной личности Романа Гринёва: джаз и блюз, фанк и соул, рок и много авторского материала.

Концерт благотворительный — все сборы идут в пользу маленького сына музыканта.

Билеты онлайн (500 ₽ — 1500 ₽)
ВИДЕО: Сергей Манукян на «Гринфест 2019»

httpv://www.youtube.com/watch?v=cjM7UTqo4Tg

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.