В Москве открылся первый после вынужденного перерыва фестиваль Гёте-института «Джаз осенью»

0
Caspar Brötzmann
Caspar Brötzmann

15 октября в Москве открылся первый после вынужденного перерыва фестиваль Гёте-института «Джаз осенью», представляющий самые интересные проекты, связанные с любыми формами экспериментальной музыки Германии. Многие музыканты вернулись к гастролям, а мы пока что снова можем ходить на концерты. В программе три концерта, первый из них состоялся 15 октября. На сцене культурного центра «Дом», ставшего для фестиваля родным домом, выступят три разных проекта. Фестиваль «Джаз осенью» проводится в рамках Года Германии в России 2020/2021.

Фестиваль открыло сольное выступление Каспара Брёцмана (Caspar Brötzmann). Гитарист, сын прославленного саксофониста — одного из пионеров европейского фри-джаза, пробует себя в роли басиста. Бас-гитара — не самый популярный инструмент у свободных импровизаторов. Брёцманн-младший играл в некоторых проектах отца, а также в дуэте с бывшим участником Einstürzende Neubauten ФМ Айнхайтом, а также руководил пауэр-трио Caspar Brötzmann Massaker, которое прекратило существование в прошлом году. По его собственным словам, Каспар устал от шестиструнной электрогитары. Проект Caspar Brötzmann Bass Totem — это живой эксперимент, игра с возможностями инструмента и усилителей.

Emiszatett
Emiszatett

3 ноября вторым в программе фестиваля станет концерт виолончелистки Элизабет Куду (Elisabeth Coudoux), которая три года назад выступала в Москве в составе кёльнского квартета американского трубача Питера Эванса. Как это часто свойственно современным музыкантам-импровизаторам, Куду одинаково естественно чувствует себя в области как свободной импровизации, так и новой академической или иной экспериментальной музыки. В Москву она привозит ансамбль под названием Emiszatett (или Emißatett) с необычным составом: помимо виолончели, в этой музыке звучат — естественно, порой самым нетривиальным образом — контрабас (Роберт Ландферманн), тромбон (Маттиас Мухе) и подготовленное фортепиано (Филипп Цубек). В основном составе есть и барабанщик (причем в данном случае — буквально: Этьен Ниллесен играет почти исключительно на малом барабане), но в этот раз вместо него с Emißatett выступит певица Пегелия Голд, которая поёт на самом новом альбоме ансамбля, выпущенном в этом году. Если в музыке инструментального извода ансамбля преобладает свободная импровизация, то некоторые произведения с вокалом больше похожи на сочинения композиторов-репетитистов со строгой структурой и бережным отношением к мельчайшим изменениям в последовательностях звуков.

Die Enttäuschung
Die Enttäuschung

1 декабря «Джаз осенью» завершится выступлением квартета Die Enttäuschung, что в переводе с немецкого значит «разочарование». Почти всех этих музыкантов посетители «Дома» могли видеть семь лет назад в составе проекта Monk’s Casino — совместного проекта музыкантов Die Enttäuschung с выдающимся пианистом Александром фон Шлиппенбахом. Проект исполнял смелые и иногда веселые интерпретации произведений Телониуса Монка. Сами по себе кларнетист Руди Махалль, трубач Аксель Дёрнер, контрабасист Ян Родер и барабанщик Михаэль Гринер тоже не чужды джазу 1950-х годов. Они используют дух и элементы этой музыки для того, чтобы двигаться дальше, заходить на другие территории, внезапно отказываться от фиксированного ритма и смен гармоний, исследовать возможности инструментов в реальном времени.

Свободная музыка снова с нами. Эту возможность нельзя пропустить. Будьте здоровы и приходите на концерты «Джаза осенью».

КЦ «ДОМ»: Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4 (м. Новокузнецкая). Билеты онлайн

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.