Визуальная хроника двадцать первого фестиваля «Какой удивительный мир» в Челябинске

0
Мариам Мерабова на фестивале «Какой удивительный мир» в Челябинске. Фото: Наталья Кравченко
Мариам Мерабова на фестивале «Какой удивительный мир» в Челябинске. Фото: Наталья Кравченко
реклама
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ
РОССИЙСКИЙ ДЖАЗ

Международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир» проходил в Челябинске, столице Южного Урала, с 8 по 11 июня — уже в двадцать первый раз. Мы представляем нашим читателям визуальный репортаж с фестиваля, весь материал которого — фото и видео — создала редакционный ассистент «Джаз.Ру» Наталья Кравченко.

С 2018, когда из жизни ушёл основатель фестиваля — народный артист РФ трубач Игорь Бурко — арт-директором фестиваля стала музыковед Наталья Риккер; в этом году она вновь выступала в качестве одного из двух ведущих концертов фестиваля в партнёрстве с главным редактором «Джаз.Ру» Кириллом Мошковым, который уже вёл этот музыкальный праздник в 2018 и, совместно с Риккер — в 2021-м.

Кирилл Мошков и Наталья Риккер
Кирилл Мошков и Наталья Риккер

Фестивальная программа и началась с совместной лекции Риккер и Мошкова в Государственном историческом музее Южного Урала. В год 100-летия российской джазовой сцены лекция ожидаемо называлась «Иностранный гостинец Парнаха. Пути и тропинки российского джаза» и была посвящена не только первопроходцу Валентину Парнаху, который провёл в Москве первый джазовый концерт 1 октября 1922 года, но и вообще ранней истории джаза в нашей стране. Кирилл Мошков рассказал о ходе работы над фильмом «ДЖАЗ 100», в котором впервые предпринимается попытка последовательно изложить историю джазового движения в России, а Наталья Риккер добавила региональной специфики, обобщив сведения о начале джазовой жизни в Челябинске в 1930–40-е гг.

8 и 9 июня большие фестивальные концерты состоялись в Концертном зале им. Прокофьева.

«Лютый Бэнд»
«Лютый Бэнд»

Концерт 8 июня представил гостей из столицы. Певица Анастасия Лютова — фигура для российской джазовой сцены уже весьма заметная. В Японии на лейбле Venus Records в 2019 г. вышел её дебютный альбом «Some Like It Jazz», а ведь она только в 2017 г. окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных.

Анастасия Лютова, Алексей Беккер
Анастасия Лютова, Алексей Беккер

Правда, с тех пор Анастасия успела ещё получить диплом первой степени на конкурсе молодых исполнителей «Гнесин-Джаз», который проводит Анатолий Кролл, выступить в рамках программы Всемирного празднования Международного Дня джаза в Санкт-Петербурге (2018) и представить Россию на фестивале Игоря Бутмана «Будущее джаза».

Анастасия Лютова, Алексей Беккер, Олег Грымов
Анастасия Лютова, Алексей Беккер, Олег Грымов

Несмотря на молодость, Анастасия Лютова — одна из самых ярких джазовых певиц нового поколения. Она сотрудничает с Оркестром им. Олега Лундстрема и с 2016 г. выступает с собственным ансамблем, удачно названным «Лютый Бэнд».

Анастасия Лютов

В нынешнем составе «Лютого Бэнда» — пианист Алексей Подымкин, саксофонист Олег Грымов (из всего своего обширного арсенала солист Оркестра Олега Лундстрема играет в этом проекте на теноре), контрабасист Владимир Кольцов-Крутов и Алексей Беккер на ударных.

Алексей Подымкин
Алексей Подымкин

Наши видеокамеры зафиксировали ту часть программы, в которой Анастасия исполняла материал Джорджа Гершвина.
ВИДЕО: «Fascinating Rhythm»

ВИДЕО: «It Ain’t Necessarily So»

А во втором отделении выступал «солнечный человек российского джаза» Сергей Манукян.

Валерий Сундарев и Сергей Манукян
Валерий Сундарев и Сергей Манукян

Говорят, когда в 90-е на российские джазовые фестивали начали приезжать западные специалисты, их очень удивляла популярность Сергея. Он же не играет фри-джаз или «композиторский авангард», восклицали они; он же не «прогрессивный», отчего же его хотят слушать — он же всего-навсего поёт американский джаз и соул так традиционно и консервативно, как будто вырос в самой гуще этой музыки, где-нибудь в Нью-Джерси!

Руководитель «Уральского диксиленда Игоря Бурко» Валерий Сундарев, басист Станислав Бернштейн и Сергей Манукян
Руководитель «Уральского диксиленда Игоря Бурко» Валерий Сундарев, басист Станислав Бернштейн и Сергей Манукян
Сергей Манукян и Уральский диксиленд Игоря Бурко
Сергей Манукян и Уральский диксиленд Игоря Бурко

А в том-то всё и дело: Манукян именно это и делает, но он делает это искренне. От всего сердца. Не просто достоверно и органично — а из глубины души. И получается именно соул, «душа», а не имитация.

Сергей Манукян
Сергей Манукян

Получается, что он поёт не выученный стиль, а сам себя. И это и есть ключ к настоящей слушательской любви — в том числе и на джазовой сцене. Развивать искусство инструментальной импровизации найдётся кому. А вот так органично и искренне спеть, как это делает Сергей Манукян — не всякому дано!

Сергей Манукян, Уральский диксиленд Игоря Бурко и вокалистка Кристина Рыжковская

ВИДЕО: «It Don’t Mean A Thing (If It Ain’t Got That Swing)»

ВИДЕО: «Georgia on My Mind»

ВИДЕО: «Sweet Georgia Brown»

Сергей Манукян, Уральский диксиленд и ведущие концерта
Сергей Манукян, Уральский диксиленд и ведущие концерта

Концерт 9 июня открыл ансамбль бас-гитариста Антона Горбунова. На Южном Урале он практически свой: он же родом из Кургана, музыке учился в Уральской консерватории в Екатеринбурге, оттуда и уехал в Москву в 1995 году.

Антон Залетаев, Антон Горбунов
Антон Залетаев, Антон Горбунов
Манук Казарян, Владислав Савенков
Манук Казарян, Владислав Савенков

С мастером четырёхструнного электробаса в Челябинск приехали клавишник Манук Казарян, Антон Залетаев – саксофон и флейта, барабанщик Пётр Ившин и молодой гитарист Владислав Савенков.

Пётр Ившин, Антон Горбунов
Пётр Ившин, Антон Горбунов

Горбунов представил энергетически насыщенную, композиционно непростую и виртуозно сыгранную программу своих авторских пьес в стилистике фанк-фьюжн.

Антон Горбунов
Антон Горбунов

Мы показываем две пьесы из обширной авторской программы Горбунова: «Экспресс за линию горизонта» и «Идея фикс».
ВИДЕО: «Экспресс за линию горизонта»

А всё обширное второе отделение было отдано вокалистке, которая сохраняет верность джазу уже четверть века, но известна при этом гораздо шире пределов джазового сообщества — просто потому, что Мариам Мерабова благодаря участию в шоу «Голос» и других телепроектах стала своей для миллионов телезрителей.

Мариам Мерабова
Мариам Мерабова

И здесь опять вопрос искренности и органичности: этих качеств у неё с избытком — хватит на дюжину певиц с менее вулканическим темпераментом, выучивших музыкальный язык джаза и р’н’б, но не обязательно чувствующих этот язык сердцем. Мариам — чувствует, отдаёт слушателю это чувство щедро и энергично, и за это её любят.

Мариам Мерабова и Сергей Васильев
Мариам Мерабова и Сергей Васильев

Московская певица выступала с оркестром из Казани: филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан п/у саксофониста Сергея Васильева, как она неоднократно призналась публике, один из её любимых, и с ними она всегда работает с удовольствием и полной отдачей.

Солирует Сергей Васильев
Солирует Сергей Васильев

Были, конечно, и джазовые стандарты (куда же без них), но наши камеры засняли исполнение двух авторских номеров. Мариам написала текст к обоим. В песне «Берег» ей принадлежит и музыка.
ВИДЕО: «Берег»

А музыку к песне «Год, два и ещё один» написал покойный муж Мариам, пианист Армен Мерабов (1974–2019).
ВИДЕО: «Год, два и ещё один»

На следующий день, 10 июня, участники фестиваля «Какой удивительный мир» разъехались по Челябинской области: арт-директор Наталья Риккер отправилась в Миасс представлять там биг-бэнд Башкирской государственной филармонии под руководством народного артиста республики Башкортостан саксофониста Олега Касимова, а Кирилл Мошков вёл в Троицке, на границе с Казахстаном, концерт Мариам Мерабовой и Филармонического джаз-оркестра Республики Татарстан п/у Сергея Васильева.

Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан п/у Сергея Васильева (крайний справа)
Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан п/у Сергея Васильева (крайний справа)
Мариам Мерабова и Сергей Васильев
Мариам Мерабова и Сергей Васильев
ариам Мерабова и Сергей Васильев
Мариам Мерабова и Сергей Васильев
Мариам Мерабова
Мариам Мерабова

Финальный день фестиваля начался с проливного дождя, из-за которого впервые за много лет организаторы вынуждены были отменить традиционный джаз-парад на пешеходной Кировке.

Биг-бэнд Башкирской государственной филармонии
Биг-бэнд Башкирской государственной филармонии

Дождь продолжался и тогда, когда на новую для фестиваля сцену в «Арт-сквере» вышел биг-бэнд Башкирской государственной филармонии п/у Олега Касимова.

Олег Касимов
Олег Касимов

Но башкирский джаз-оркестр умело разогнал дождь: к концу их продолжительного выступления засияло солнце.

Сцена в Арт-сквере: дождь кончился!
Сцена в Арт-сквере: дождь кончился!

Впереди была ещё большая программа, и чем дальше уходил ливневый фронт, тем больше слушателей собиралось в Арт-сквере.

Биг-бэнд Башкирской государственной филармонии
Биг-бэнд Башкирской государственной филармонии

На сцене выступали детские и молодёжные джазовые коллективы из Екатеринбурга и Челябинска, ну а вашего корреспондента ждал самолёт.

«Весёлые саксофонисты» (Екатеринбург)
«Весёлые саксофонисты» (Екатеринбург)

В Челябинске снова получился отличный фестиваль, где была и традиция, на которой он исторически специализировался, но были и современные стили; были популярные, всем известные имена — и было новое поколение тех, кому предстоит развивать джазовое искусство в России в последующие годы.

Молодёжный ансамбль п/у Георгия Анохина, Челябинск
Молодёжный ансамбль п/у Георгия Анохина, Челябинск
реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.