Как в СССР сделали собственный вибрафон — всего один: история изобретения Григория Галочкина

5
Самарский вибрафон конструкции Григория Галочкина
Самарский вибрафон конструкции Григория Галочкина

Это история одного уникального инструмента — единственного созданного в СССР вибрафона. Он был изготовлен в городе Куйбышеве (ныне Самара). Его создал легендарный куйбышевский джазмен Григорий Галочкин.

Григорий Галочкин
Григорий Галочкин

Григорий Петрович Галочкин (1919–2014) — выдающийся музыкант, руководитель эстрадно-джазовых оркестров в Куйбышеве. Среди его коллективов были оркестр банджо, созданный в 1937 году, и первый женский джазовый оркестр, дебютировавший в 1940 г.

Григорий Галочкин (справа) во главе Куйбышевского женского джаз-оркестра, 1940
Григорий Галочкин (справа) во главе Куйбышевского женского джаз-оркестра, 1940

Как и многие джазовые музыканты советского времени, Григорий Петрович имел инженерное образование и, помимо занятий музыкой, долгое время руководил Куйбышевским авиационным техникумом. Благодаря своим техническим талантам Галочкин сконструировал первый и единственный в СССР вибрафон.

Впервые этот редкий и дорогой инструмент Григорий Петрович услышал на концерте оркестра Олега Лундстрема в начале 60-х. Он был поражён хрустальным звучанием металлической клавиатуры, но выяснилось, что имевшийся у базировавшегося в Москве оркестра вибрафон нуждается в ремонте, и притом он импортный — в Советском Союзе таких инструментов не производят.

Историк джаза, музыкант, журналист Игорь Вощинин в своей книге «Джаз в Самаре: вчера и сегодня» пишет: 

На концерте биг-бэнда Олега Лундстрема Григорий Петрович был очарован звучанием редкого тогда инструмента — вибрафона. В оркестре Лундстрема был вибрафон немецкого производства, и Олег Леонидович сказал, что отечественная промышленность делать такие ещё не научилась. Это задело самолюбие куйбышевского музыканта-инженера. В декабре 1964 г. при новой встрече в Куйбышеве Галочкин продемонстрировал патриарху российского джаза вибрафон собственного изготовления.

Сохранился официальный документ с печатями и подписями Олега Лундстрема и ведущих музыкантов оркестра — пианиста Николая Капустина и саксофониста Георгия Гараняна (оба они играли у Лундстрема, помимо своих основных инструментов, и на вибрафоне), а также тогдашнего директора филармонии Марка Блюмина и главного дирижёра симфонического оркестра Сергея Дудкина. Все они подтвердили, что опробованный инструмент может быть приравнен к американским вибрафонам, во многом превосходит инструменты, ввозимые из Германии, а также может рекомендоваться в качестве образца для производства вибрафонов в СССР.

Официальный отзыв на инструмент Галочкина (бытовое фото на телефон)
Официальный отзыв на инструмент Галочкина (бытовое фото на телефон)

В год 100-летия российского джаза команде Самарского Джазового Движения посчастливилось отыскать не только сам инструмент, но и оригинальный документ — описание инструмента от Григория Галочкина:

В нашей стране вибрафоны не изготавливаются, а покупаются в зарубежных странах, главным образом в ГДР. Качество немецких вибрафонов находится на низком уровне, вследствие плохого и нестройного звучания звуковых пластин. Отсутствие отечественных вибрафонов не позволяет найти им широкое применение в музыкальной культуре нашей страны. Все это побудило к созданию улучшенной конструкции отечественного вибрафона.

Куйбышевский вибрафон действительно превосходил по стройности и звучанию зарубежный. Григорий Галочкин писал, что достиг такого качества за счет правильного выбора параметров и геометрии звуковых пластин. Изготовлены пластины из недорогого дюралюминиевого сплава, тогда как «…звуковые пластины зарубежных вибрафонов изготовляются из специальных засекреченных фирмой дорогостоящих сплавов».

Вибрафон Галочкина: клавиатура
Вибрафон Галочкина: клавиатура

Более того, все вибрафоны того времени имели диапазон в три октавы от «фа» до «фа». Вибрафон Григория Галочкина сконструирован с диапазоном в три с половиной октавы от «фа» малой октавы до «до» четвёртой октавы.

В документе сказано, что серийное производство предлагаемого вибрафона может быть осуществлено на Куйбышевском металлургическом заводе им. Ленина или на другом подобном заводе, или даже в учебных мастерских Куйбышевского авиационного техникума.

Куйбышевский авиационный техникум направлял в Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР заявку на выдачу авторского свидетельства на «музыкальный инструмент вибрафон, сконструированного и изготовленного преподавателем техникума Галочкиным Григорием Петровичем не в порядке выполнения служебного задания» (орфография оригинала сохранена. — Ред.). Почему авторское свидетельство не было выдано, а инструмент так и не стали производить, к сожалению, выяснить пока не удалось.

Заявка на выдачу авторского свидетельства на вибрафон Галочкина
Заявка на выдачу авторского свидетельства на вибрафон Галочкина

В ту же встречу в Куйбышеве в 1964 году Олег Лундстрем доверил Григорию Петровичу отремонтировать вибрафон в своём оркестре. Была изготовлена и заменена одна из звуковых пластин, что само по себе было технически очень тонкой и сложной операцией. А год спустя в оркестре Лундстрема появился новый вибрафон зарубежного производства. Олег Леонидович приглашал Григория Петровича лично оценить инструмент и его «идеальные низкие ноты»: сохранилось его письмо к Галочкину с этим приглашением.

Вибрафон Галочкина

Что до опытного образца вибрафона Григория Галочкина, то с момента создания он постоянно звучал на концертах в ДК «Родина» в Куйбышеве (сегодня — самарский Дом дружбы народов). Затем он два года находился в Саратовской консерватории, откуда был срочно возвращен в Самару, когда понадобился на авторском вечере народного артиста СССР композитора Андрея Эшпая. На Куйбышевском радио в качестве позывных долгое время звучала записанная Галочкиным вибрафонная версия музыкальной фразы композиции Леонида Другова «Куйбышев — город родной». Сегодня вибрафон стоит на балансе у Самарского муниципального духового оркестра. Команда Самарского Джазового Движения поехала посмотреть и послушать легендарный инструмент.

Все оригинальные технологии, которые создал Григорий Петрович, работают, как часы. Вместе с вибрафоном сохранились оригинальные деревянные кофры и самые первые молоточки, изготовленные Галочкиным. Инструмент хорошо строит и временами гастролирует с оркестром. 

Семья Григория Галочкина бережно хранит фото и документальный архив музыканта. Сохранились не только официальные документы, но чертежи, по которым Григорий Петрович создал инструмент. Все чертежи в хорошем состоянии, и по ним всё ещё можно создать ещё один «вибрафон Галочкина». А может, и не один…

О существовании уникального инструмента команда Самарского Джазового Движения узнала в процессе подготовки интерактивной экспозиции «История отечественного джаза в Самаре». Проект стал победителем второго грантового конкурса Фонда президентских грантов на развитие гражданских обществ в 2022 году. Выставка, посвящённая 100-летию российского и 60-летию самарского джаза, прошла в сентябре-октябре 2022 года. Планировалось и участие «вибрафона Галочкина» в выставке «Джаз!100!Россия!» в Национальном музее музыки в Москве, но до начала работы этой выставки не удалось решить ряд логистических проблем. Возможно, было бы символично и важно, если бы уникальный самарский вибрафон в будущем всё же нашёл дом в Музее музыки, который отметил в 2022 году своё 110-летие и обладает крупнейшей в России коллекцией музыкальных инструментов.

реклама на джаз.ру

5 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Спасибо, за очень интересные исторические факты. Просьба подсказать, кто исполнял джазовую версию на виброфоне в составе джазового ансамбля в 60 — е годы? Помню, как это звучало, но исполнителя -забыла

    • Это был Леонид Гарин и его квартет (Виктор Прудовский — фортепиано, Адольф Сатановский — контрабас, Александр Гореткин — ударные). Интересующий Вас трек был исполнен на II Московском джазовом фестивале в 1965 г. и был записан после фестиваля фирмой «Мелодия» на Всесоюзной студии грамзаписи. Трек вошёл в первый (из двух) виниловых сборников «Джаз-65», а затем и в более редко встречаюшийся сборник записей Леонида Гарина «Джазовые композиции» (1975). В составе этого последнего его можно послушать по ссылке.

  2. Здравствуйте, подскажите пожалуйста, чертежи вибрафона есть в открытом доступе? Я понимаю что вопрос конечно прямой, но как раз и думаю над изготовлением инструмента для личного пользования.

Добавить комментарий для Ирина Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.