Пианист Дмитрий Илугдин: новый альбом Ilugdin Trio & OpensoundOrchestra «Solaris»

0
Ilugdin Trio & OpensoundOrchestra «Solaris»
Обложка альбома

Ilugdin Trio & OpensoundOrchestra «Solaris»

(Jazzist, 2023)

Жанр «вступительного слова» к концерту эфемерен: в истории, естественно, остаются не слова, а сыгранная на концерте музыка. Меньше 10 месяцев прошло с того момента, как 26 января 2023-го автор этих строк вышел на сцену Театрального зала Московского международного Дома музыки со «вступительным словом» к концерту, материал с которого стал основой только что вышедшего альбома. И я уверен, что этот материал останется в истории российской музыки: композитор и пианист Дмитрий Илугдин в тот вечер впервые выступал на концертной сцене с обновлённым составом своего основного проекта Ilugdin Trio (барабанщик Пётр Ившин и контрабасист Михаил Дмитриев). Но не только в этом была необычность вечера 26 января: Илугдин впервые представлял программу с участием струнного оркестра OpensoundOrchestra под управлением Станислава Малышева.

Джазовое фортепианное трио и обширная струнная группа — казалось бы, формат совсем не новый. Но Илугдину удалось уйти от соблазнов «симфоджаза» и «лёгкой музыки», обойти шаблоны, которые в этой стилистике наработаны десятилетиями. Он — один из немногих российских джазовых музыкантов, кому удаётся не просто органично сочетать российское классическое музыкальное наследие с джазовым языком (что само по себе совсем не просто, простите за невольный каламбур). Дмитрий Илугдин — из тех, у кого между языками современной академической музыки и современного композиторского джаза вообще не ощущается зазоров и переходов. Оба этих языка звучат у него одновременно, не вступая в конфликт.

На конфликтах держится драматургия искусства. Но бывают конфликты-столкновения, конфликты-антагонизмы — и бывают (увы, редко!) конфликты, которые разрешаются в сочетании, в сотворчестве, во взаимодополнении. Именно так джаз и современный академический музыкальный язык сочетаются, со-творят и взаимно дополняют друг друга в музыке Дмитрия Илугдина. И если это вполне ощущалось в его зрелых работах в составе фортепианного трио (2017 — «Отражение / Reflection», 2021 — «My Story»), то в новой работе, записанной на концерте в Доме музыки с трио и струнным оркестром, это непрестанное сотворчество двух разных музыкальных языков, постоянное их взаимопроникновение и дополнение становятся фундаментом всей музыкальной драматургии альбома. Не на уровне отдельных номеров — при том, что каждый номер в альбоме самодостаточен, может отдельно прозвучать на радио или попасть, отдельно от всего альбома, в чей-то плейлист на цифровой платформе. Но на уровне метаязыка всего альбома: о, это полузабытое ощущение альбомности авторского мышления, казалось бы, совсем ушедшее в историю с наступлением века плейлистов и кнопки «перемешать» при воспроизведении! Мало того: драматургия концерта 26 января 2023 г. перерождается в записи, став частью драматургии альбома — и, парадоксальным образом, свободно позволяя отдельным трекам жить своей отдельной жизнью (в тех же плейлистах, например). Попросту говоря: это очень цельный альбом, состоящий из самостоятельных ярких номеров.

Яркость музыки Дмитрия Илугдина не демонстративна, она — не самоцель. Она — особенность его композиторского мышления, она кинематографична и изобразительна. Естественно: Дмитрий много работал в киномузыке, поэтому образность его инструментального материала чаще всего весьма визуальна. За многими пьесами стоят некие истории (Илугдин даже рассказывает эти истории перед началом исполнения некоторых номеров), но, как ни странно для композитора с опытом создания киномузыки, образность каждого отдельного трека он не доводит до уровня программности (то есть жёсткой привязки музыкальных идей к какому-то визуальному образу, который должен возникнуть у слушателя). В них нет навязывания слушателю образов через звукоподражательность: как джазовый музыкант свободен в интерпретации любого музыкального материала в рамках своего стиля, так слушатель этой музыки свободен в ассоциациях, которые у него могут возникать при прослушивании.

Очень важно, что непростой, многоплановый музыкальный материал был не просто качественно записан на концерте (Алексей Белов) — сведение и мастеринг Андрея Левина сделали эту музыку не просто документом концерта, а самодостаточным артефактом: мне не часто доводилось слышать в российской инструментальной музыке, тем более джазовой, такой широчайшей и при том подробно детализированной стереопанорамы, одновременно прозрачной и плотной. Да, эту музыку можно слушать через динамик телефона, как многие теперь и делают. Но лучше даже на телефоне делать это в наушниках: полнота переживания образности музыки Дмитрия Илугдина от этого только выиграет. А ещё лучше слушать на качественной акустической системе, но автор этих строк понимает, что такой способ переживания музыки в наше время — удел отдельных чудаков и динозавров. Так вот Левину удалось добиться того, что любой из трёх описанных способов восприятия этой музыки передаёт слушателю самое важное, самое ценное в ней. Нет, это не джазовый мэйнстрим. Это современная авторская инструментальная музыка, в которой неразделимо сплетены несколько музыкальных языков. Джаз — один их них, и, с моей точки зрения, самый важный: именно он дарит слушателю свободу понимания музыки — так же, как джазовая свобода интерпретации образности собственного материала дарит Дмитрию Илугдину возможность обратиться напрямую к эмоциям самой широкой аудитории, выходя далеко за границы верного ядра ценителей джаза.

СЛУШАТЬ/СКАЧИВАТЬ АЛЬБОМ НА 9 ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяАльбом вокалистки Марии Тарасевич и саксофониста Игоря Бутмана «Moondance» вышел на Butman Music
Следующая статья17 ноября: последний день народного голосования премии Радио Jazz 89.1 FM «Все цвета джаза-2023»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.