Ученица об учителе. Подвижник джазового движения в Брянске бэндлидер Бениамин Мирзоян (1956–2021)

0
Бениамин Мирзоян (1956–2021)
Бениамин Мирзоян (1956–2021)

Джаз коснулся моей души ещё на заре двухтысячных, в подростковом, бунтарском возрасте. Уже тогда зародилась робкая мечта — исполнять полюбившиеся стандарты, попробовать по-настоящему проникнуть в суть мировых шедевров и хотя бы раз выступить на сцене с живым оркестром. Надо заметить, воплощению таких замыслов ничто не способствовало, да и решимости не хватало. На любительском уровне пела рок и металл. В школьные и студенческие годы занималась эстрадным и немного академическим вокалом… Пела весьма небрежно, нередко мимо нот, но амбиций было хоть отбавляй.

В 2015 году в местной телепередаче я случайно услышала Брянский городской эстрадный оркестр. Вот, думаю, профессионалы с большой буквы! Хорошо бы стать одной из их солисток. В феврале на межрегиональном творческом фестивале в областном Доме культуры я представляла декоративно-прикладное творчество. Пение в этом контексте было лишь иллюстрацией, но самой себе я казалась отличной певицей — «пальцы веером». Даже пыталась «наехать» на звукорежиссёра — мол, сделайте «минус» громче, я себя не слышу, голос прибавьте, реверберацию — тоже… Потом выяснилось: это был не просто звукорежиссёр, а руководитель и дирижёр столь полюбившегося мне оркестра — Бениамин Эдуардович Мирзоян.

Следующая встреча состоялась в конце ноября 2015. Тогда желание всерьёз заниматься вокалом значительно возросло и окрепло. Приехала на областной конкурс и довольно слабо спела пару песенок. Без работы над дыханием, над фразировкой, над звуком. Даже опоры не было, а фальшивое интонирование — было… О том, что вокалистам следует работать микрофоном, приближая и отдаляя его на коротких и длинных нотах, слышала и прежде, но значения не придавала — продолжала, по многолетней привычке, статично и скованно держать в руке. А Бен Эдуардович настойчиво напомнил и заронил в моё сознание мысли о профессиональном подходе к музыке.

Бен Мирзоян со своим оркестром
Бен Мирзоян со своим оркестром

В скором времени позвонила сотрудница того самого Дома культуры, сообщила, что у них базируется Брянский городской эстрадный оркестр, и предложила приехать на занятия, попробовать свои силы. Мирзоян руководил оркестром с момента его создания в 1979 году. С 1986 по 2011 годы он работал начальником Культурного центра при УВД Брянской области. На базе КЦ существовала творческая лаборатория, выпускавшая готовых артистов. Вокалисты получали ценные советы, рекомендации, направления, мотивацию и стимул. Сам худрук был отличным примером — незаурядный трубач, композитор, аранжировщик, организатор и человек с большой буквы, отличавшийся колоссальным трудолюбием. Среди наиболее известных его произведений — инструментальная «Полечка» и известная «Песня о Брянске».

ВИДЕО: 2019 г., ГТРК «Брянск». Сюжет о юбилейном концерте к 40-летию Брянского городского эстрадного оркестра

С 2012 состав и звучание оркестра изменились, добавились смычковые инструменты. Работа с молодыми талантливыми исполнителями продолжилась. Приехав на первую репетицию, сразу же заявила: «хочу петь в коллективе. А что, разве нужно ещё и репетировать? Разве не сразу на сцену, импровизировать?»

Худруку, разумеется, такой подход не понравился. Предупредил о том, что с ним очень тяжело и многие не выдерживают. Ну, я тоже не лыком шита и со мной непросто. Насчёт вокала он заявил: «Ты сначала хоть эти «бирюльки» спой, а потом посмотрим»… — и включил мне наиболее попсовые песенки, которые на тот момент вызывали непреодолимое отвращение: Жасмин «Разгадай любовь», Легкоступова «Ягода малина», Орбакайте «Каждый день с тобой» и т.д. Мол, научись-ка петь их так, будто получаешь при этом удовольствие. На корпоративах пригодится!

Сложностей возникало немало. То лажала, то микрофоном не работала. Бен Эдуардович не выдерживал: «Я не пойму, ты что, надо мной издеваешься?» Нет, просто дисциплина хромала на обе ноги… Испытания нелюбимыми песенками продолжалось не один месяц, и вот, наконец, добрались до заветной «Don’t Get Around Much Anymore». Стала учить. Во мне прочно коренилась уверенность: не смогу. Наставник резонно спросил: «А ты пробовала?» Никогда, лишь мечтала её спеть. «Ну, тогда вперёд». Нотка за ноткой, переслушивая «плюсовики»… Постепенно всё выстроилось в приличную картинку: первая маленькая победа. Оставалось ещё немало страхов и сомнений. Были проблемы с верхними и переходными нотами, с напористым, плотным звуком. Для их эффективного устранения Бен Эдуардович сам переходил на фальцет (природно имел небольшой, не слишком вокальный, но тёплый баритон с «наждачком»), либо на пародию моих ошибок. Когда слышала такое, чуть не падала от смеха. А он не унимается — «ну пискни, ты же девочка».

Его фирменный убойный юмор, надо сказать отдельная, многочасовая тема. А мудрые изречения (в духе импровизации) можно цитировать бесконечно — не на одну книгу хватит. Постепенно репертуар расширялся. Какие-то песни получались лучше, что-то — по-прежнему из рук вон плохо. Закреплялись понятия о дисциплине. Режим дня оставался ненормированным. Бывало, приеду на занятия бледная, невыспавшаяся, звука нет. Участливо спросит «Есть хочешь? Колбасу будешь? — Нет. — Тогда пойдём прогуляемся, подышим свежим воздухом». Он и других ребят стремился «подкормить» и делился с ними всем, чем только возможно.

Бен Мирзоян и автор текста

Летом 2016 начались долгожданные репетиции с оркестром. Готовились к большому осеннему концерту, посвящённому 60-летию маэстро. Сердце радостно трепетало. Мне предстояло исполнить прекрасный джазовый стандарт «L.O.V.E.». Получилось не всё и не сразу — в особенности импровизационная часть. Но всё 9 октября это случилось: я пела (впервые в жизни) в областной филармонии на столь значимом концерте. Эмоции переполняли, и с вибрато в вокале я переборщила, но факт остаётся фактом — мечта сбылась, я обрела желаемый опыт и уже в ноябре 2016 последовала первая победа на всероссийском творческом конкурсе, где я пела джазовый стандарт «Lullaby Of Birdland». Тогда появилось ощущение, что я всё же могу исполнять любимые произведения — пусть даже не отлично, однако вполне неплохо, а главное — работать над ошибками, совершенствоваться.

Бен Эдуардович был не просто преподавателем, но родным, близким человеком: строгим и добрым одновременно, участливым, чутким и душевным. Похвалы были редкостью, но проникали в глубину подсознания. Если скажет «ну, ничего» — это то же самое, как для других «отлично». Немногословно и всегда весомо. Важнейшее напутствие, которое непременно сохраню навсегда: «Главное — не спеши, сосредоточься, подумай, что тебе нужно делать, а потом начинай выступать».

В 2017 году нашу семью постигло горе. Мирзоян оказал нам с мамой колоссальную моральную поддержку, помог не пасть духом, не опустить руки. Плодотворная работа продолжалась. Как вокалистка я стала проявлять больше самостоятельности, несколько раз участвовала в концертах оркестра, исполняя композицию «Misty» в сопровождении клавишных. В начале 2018 удалось выбраться в Москву на межрегиональный многожанровый инклюзивный конкурс «Особые таланты». Решила попробовать свои силы в двух номинациях: вокал и декоративно-прикладное творчество. Приятным сюрпризом, безусловно, стали два гран-при (в последующие годы я стала постоянным членом жюри вокальной номинации).

К счастью, мы всегда оставались на связи, и учитель первым узнавал о моих победах на российских и международных конкурсах, находил время, чтобы прислать тёплые поздравления. На репетициях увлечённо пересматривали фотографии, обсуждали наиболее запомнившиеся моменты. Бен Эдуардович посещал и мои персональные выставки, внимательно изучал каждое изделие, оставлял ёмкие, искромётные комментарии. Однажды подарил букет чудесных роз, после чего, сияя улыбкой, я пошла в музей на открытие экспозиции под руку с любимым учителем.

Бен Мирзоян
Бен Мирзоян

Наставник был довольно миниатюрный, невысокого роста, гиперактивный трудоголик или, как его нередко называли, «локомотив». Не гнушался никакого труда — случалось, чистил снег на крыше ДК, или, к примеру, мыл полы, если музыканты «напачкают». Обожал активный отдых, баню и футбол. Отличительными чертами были скромность, неприхотливость в быту (в рацион входило обычное солёное сало и недорогой чай в пакетиках). Вспоминается случай: под Рождество ездили мы с концертом в Людиново Калужской области. По обыкновению, дирижёр прихватил с собой огромный кусок сала, предлагал перекусить всем музыкантам. Мало кто согласился, я почти с ужасом сказала «не буду!» — боялась поправиться. Рождественское выступление прошло с неподдельным драйвом под овации благодарной публики, звучали знаменитые джазовые хиты… Когда отправились в обратный путь, выяснилось: сало Бен Эдуардович где-то потерял, да так и не нашёл. Остался голодным.

Последняя очная встреча была 8 марта 2020-го. Праздничный концерт оркестра. Душевный разговор. Бен Эдуардович тогда сказал: «Ну что ты, нос задрала? Даже не дотянуться…» — а когда я слегка опустила голову, по-отечески поцеловал и ласково обнял…

Рефлексирующая придирчивость, взыскательность в работе. До последнего он много трудился над аранжировками, писал новые песни. В эпоху ковидных ограничений мы общались только по телефону. Эти беседы оставались для меня мощной энергетической подпиткой. Я всегда могла обратиться за ценным советом…

В феврале 2021 Бена Эдуардовича госпитализировали с серьёзным поражением лёгких, вызванным коронавирусной инфекцией. 4 февраля был наш последний в жизни разговор. Было слышно, что каждое слово давалось ему с трудом, он превозмогал физические страдания, но вопреки всему держался на позитиве, излучал оптимизм, строил планы на светлое будущее. В конце месяца он был переведён на искусственную вентиляцию, поражение лёгких усиливалось. Сильный и крепкий организм не выдержал избыток медикаментов. 2 марта пламенное сердце незаурядного музыканта и педагога остановилось. Для многих, не только для меня, это был колоссальный удар. Только 64 года, в полном расцвете сил…

ВИДЕО: сюжет телеканала «Брянская губерния» памяти Бена Мирзояна, 2 марта 2021

Оркестр теперь возглавляет директор филармонии Максим Дегтерёв. Звучание утратило джазовую и блюзовую атмосферу, а также тенденцию к музыкальным экспериментам. Теперь преобладают эстрадность и академичность. Вскоре коллектив стал для меня совсем чужим, их выступления я не посещаю, а ведь когда-то бывала практически на каждом.

У покойного руководителя была большая, славная мечта: открыть джазовую школу, делиться с молодёжью богатым, накопленным опытом. В жизнь она так и не воплотилась. Тем не менее, в Брянске и сейчас есть подвижники джаза. В числе лучших коллективов — инструментальный оркестр «Фестиваль» под руководством ветерана сцены, заслуженного работника культуры Российской Федерации, выдающегося тромбониста Бориса Мирмова и креативный квартет «Пересвет», созданный баянистом-виртуозом, клавишником, дирижёром, аранжировщиком Владимиром Вислобоковым. Доброй традицией стали их регулярные выступления на площадке городского дворца культуры, искусства и кино, в рамках проекта «Арт-уик-энд». Мероприятия может посетить любой желающий, причём абсолютно бесплатно. С уверенностью могу сказать: в Брянске джаз жил, джаз жив, джаз будет жить!

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.