Четыре тромбона и Пиганов: новый альбом The Trombone Show

2
реклама
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!
джаз клуб эссе возобновляет концерты!

Ансамбль Максима Пиганова The Trombone Show представил новый альбом «What A Wonderful World»

Музыкальная карьера одного из ведущих российских джазовых тромбонистов Максима Пиганова началась почти тридцать лет назад. В 1981 г. совсем молодой музыкант организовал в своём родном городе Калининграде студенческий диксиленд на базе музыкального училища, где он тогда учился на первом курсе. К концу 80-х гг. этот коллектив уже считался одним из самых авторитетных диксилендов Советского Союза. И, хотя в дальнейшем основная деятельность музыканта переместилась в сторону Москвы, про Калининград Максим Пиганов не забывает. К примеру, в октябре 2008 г. он создал при Калининградской филармонии новый джаз-ансамбль, полностью состоящий из местных музыкантов.

реклама на джаз.ру - продолжаем читать текст после рекламы
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки
видеоканал джаз.ру: только оригинальные съёмки

На рубеже веков Максим Пиганов два года прожил в США, играя джазовую традицию в различных мемориальных оркестрах и джазовых клубах. В 2001 г. он начал работать в биг-бэнде Игоря Бутмана и на протяжении следующих семи лет участвовал во всех значительных проектах этого коллектива.

Maxim Piganov
Максим Пиганов (фото: Александр Никитин)

Сейчас, помимо собственного состава, Максим Пиганов работает в оркестре имени Олега Лундстрема, в «Капелле Дикси» Льва Лебедева, в «Ансамбле классического джаза» Валерия Киселёва и — периодически — в Moscow Ragtime Band Костантина Гевондяна (в тех случаях, когда постоянный тромбонист этого коллектива Алексей Панкратов занят в «Неприкасаемых» Гарика Сукачёва). Помимо этого, вот уже три года Максим Пиганов преподаёт в Российской Академии музыки им. Гнесиных в классе джазового тромбона.

В начале марта вышел в свет дебютный диск московского ансамбля The Trombone Show, созданного и возглавляемого Максимом Пигановым. Этот коллектив уникален тем, что секция духовых инструментов представлена в нём исключительно тромбонами. Альбом называется «What A Wonderful World» и включает в себя проверенные временем шедевры эры свинга в авторских аранжировках лидера ансамбля.

The Trombone Show
The Trombone Show (фото: Александр Никитин)

Концерт, посвящённый премьере нового альбома, состоялся 6 марта в клубе «Союз Композиторов» и прошёл в рамках серии «Джазовая лаборатория». Этим субботним вечером клуб был практически заполнен, и публика с удовольствием принимала музыкантов.

Участники «The Trombone Show» вышли на сцену в следующем составе: тромбонисты Максим Пиганов, Рашид Кулеев, Сергей Серов и Дмитрий Толпегов, а также ритм-секцияпианист Евгений Гречищев, контрабасист Сергей Проскурин и барабанщик Фёдор Андреев.

Из музыкантов, участвовавших в записи диска, на премьере не смогла выступить только певица Ирина Родилес — к сожалению, её в этот день подкосила простуда. Отсутствие вокалистки внесло свои коррективы в программу концерта: прозвучали только инструментальные композиции, и ансамблю пришлось сыграть больше пьес, не вошедших в альбом.

Музыканты начали с места в карьер — с исполнения диксилендового стандарта «Royal Garden Blues». После этого лидер ансамбля проникновенно поздравил женскую половину аудитории с надвигающимся на неё профессиональным праздником, дополнив соответствующие пожелания подробным рассказом о том, какое огромное положительное влияние оказывают женщины на жизнь музыкантов ансамбля The Trombone Show.

The Trombone Show
The Trombone Show

А далее прозвучали открывающий альбом «мягкий» стандарт Дюка Эллингтона «In A Mellow Tone», «Sweet Georgia Brown» в стиле буги-вуги, тема Джорджа Гершвина «Lady Be Good» и пьеса Джерома Керна «Yesterdays», стоящая особняком благодаря фанк-аранжировке. Клуб этим субботним вечером был практически заполнен, и публика с удовольствием принимала музыкантов.

На следующий день после премьеры альбома ансамблю предстояло участвовать в фестивале диксилендов, организованном Анатолием Кроллом в помещении Политехнического музея. По такому случаю музыканты сыграли ещё две пьесы из своей диксилендовой программы — «Sweet Sue» и «Softly As In A Morning Sunrise». А закончился концерт балладой Билли Холидэй «Dont Explain» и двумя ударными композициями, с самого начала ставшими визитными карточками ансамбля — свинговой пьесой Эдди Дёрэма «Topsy» и шедевром из репертуара Луи Армстронга «What A Wonderful World», собственно, и давшим название альбому.

После концерта Максим Пиганов рассказал об истории возникновения коллектива, о новом альбоме и ближайших планах. (ДАЛЕЕ – ИНТЕРВЬЮ МАКСИМА ПИГАНОВА. Захватывающие подробности о сантехнических вантузах, без которых тромбонное дело невозможно!)

Maxim Piganov
Максим Пиганов (фото: Александр Никитин)

— Мысль о создании ансамбля, в составе которого из духовых инструментов использовались бы только тромбоны, была у меня с самого начала. Мне всегда хотелось показать, что группа тромбонов может быть самостоятельной. Возможность собрать такой коллектив представилась весной 2007 г. Наш первый концерт прошёл в московском клубе JVL 15 апреля 2007 г.

Состав музыкантов с тех пор практически неизменен. Поменялся только барабанщик, ну и пианист Евгений Гречищев пришёл в группу буквально через месяц после её создания. Четвёрка тромбонов изначально была собрана из музыкантов, играющих в различных оркестрах: Дмитрий Толпегов работал в то время в «Фонографе» Сергея Жилина, Сергей Серов — в оркестре Георгия Гараняна, я — в биг-бэнде Игоря Бутмана, Рашид Кулеев — в биг-бэнде имени Олега Лундстрема. А сейчас пришло к тому, что мы с Рашидом работаем в оркестре имени Лундстрема, а Дмитрий с Сергеем — на вольных хлебах.

Играть клубные концерты мы стараемся регулярно, один-два раза в месяц. Но на фестивалях ансамбль выступает не так часто, потому что многое упирается в финансы. У нас большой состав, почти оркестр. Кроме того, все участники ансамбля заняты работой в других проектах.

Первый фестивальный концерт The Trombone Show состоялся 9 ноября 2007 г. в моём родном городе Калининграде на четвёртом фестивале «Джаз в филармонии». Нас приняли очень хорошо, и это вдохновило ребят, все стали играть с большей отдачей. На самом деле не так просто вытянуть оркестровых музыкантов из-за пульта на сцену, чтобы они двигались, улыбались. И вот после Калининграда музыканты раскрепостились, и у ансамбля появилось что-то живое и в звуке, и в движениях на сцене.

А далее были Хельсинки (Jazz Travel Finland летом 2008 г.), Оренбург («Евразия-2008»), Москва (программа «Новогодний Карнавал Джаза», декабрь 2008 г.). А совсем недавно, в конце января текущего года, ансамбль несколько усечённым составом с успехом выступил на фестивале в Донецке. Квартет тромбонов и барабанщик были наши, на фортепиано играл Анатолий Лозовский — один из организаторов фестиваля, а на контрабасе —Евгений Онищенко, который живёт в Москве, но сам родом из Донецка.

Как был записан ваш дебютный альбом?

— Я достаточно долго не решался это делать — по двум причинам. Во-первых, я всегда несколько скептически относился к идее делать запись, потому что не так много людей интересуется подобной музыкой. А во-вторых, мне казалось, что рано. Потому что запишешь альбом, через неделю станет стыдно — а диск уже вышел. Поэтому запись мы изначально готовили как демо. Потом послушали — нам понравилось. Прошёл год, это положительное ощущение не пропало, и мы выпустили диск.

Запись была сделана 4 февраля 2009 г. в клубе «Союз Композиторов», в 10 утра, в тихой и спокойной обстановке. Для записи мы специально привезли многоканальный пульт. Нам хотелось сделать максимально «живую» запись, а не так, как иногда делают оркестры — неудачные соло вырезаются и потом переписываются в студии. Здесь всё было оставлено так, как есть, как писали в 50-е годы. Разве что немного сбалансировали запись в плане звука.

Мы записали наиболее наигранные к этому времени вещи, которые всегда хорошо принимались публикой на концертах. Несколько композиций мы просто не успели записать, не хватило времени в тот день. Но, с другой стороны, потом я даже порадовался, что альбом получился небольшим — он звучит немногим более получаса. Как раз примерно к этому времени слушатель начинает уставать и выключает проигрыватель.

The Trombone Show
The Trombone Show (фото: Александр Никитин)

То есть можно ожидать продолжения?

— Да, я подумываю об этом. На самом деле мы играем разнообразную музыку, не только старый джаз, но и фанк, джаз-рок и даже поп-музыку. Первый альбом был в основном посвящён свингу. Следующий диск я изначально хотел посвятить более современной музыке. Но, посмотрев, как слушатели принимают нашу диксилендовую программу, мы решили, наоборот, сделать шаг в прошлое. И, скорее всего, следующий альбом будет диксилендовым.

Тромбон – инструмент с ограниченным тембром, но при этом ансамбль звучит достаточно плотно. Как это удаётся сделать?

— Да, всё так. Двух или трёх тромбонов для плотного звучания не хватит, а вот начиная с четырёх оно появляется. Но это зависит и от качества аранжировок, от хорошего знания инструмента, его особенностей. Я не берусь утверждать, что знаю тромбон на сто процентов, но я отдал этому инструменту очень много времени, и в принципе представляю, каким образом из него выжать максимум возможного. Тембр всех тромбонов одинаковый, но можно разнести аранжировку по тесситуре. Кроме того, можно где-то использовать полифонию, а где-то, наоборот, сыграть в унисон.

К примеру, если взять четыре трубы, то будет красивое плотное звучание, но совсем без нижнего регистра. У тромбонов наоборот — нет таких верхов, как у трубы, но есть возможности расширить регистр звучания, например, за счёт так называемого кварт-вентиля, позволяющего сыграть партии пониже. В нашем составе партии самого нижнего голоса, бас-тромбона, исполняет Дмитрий. Я иногда его дублирую. Наша четвёрка использует самые обычные тенор-тромбоны.

Солисты во время концерта использовали различные вантузы …

— Ну, кто чем раковину прочищает …(смеётся). На самом деле используемые нами вантузы — самые обыкновенные. Чёрный — наш российский, рыжий — американский. А есть ещё разноцветные с пимпочкой — это фирменные, их в Чикаго выпускают специально для «кваканья». Но такими чистить раковину не получится.

The Trombone Show
The Trombone Show (фото: Александр Никитин)

Не могу не спросить о ближайших планах ансамбля.

— Прежде всего, сейчас мы готовим программу, посвящённую Леониду Утёсову. Она приурочена к 115-й годовщине со дня его рождения. Ближе к лету постараемся представить её более широкой аудитории.

А в апреле ансамбль примет участие в новом юбилее Анатолия Кролла, который пройдёт в театре Эстрады — с Ларисой Долиной, Тамарой Гвердцители и др. Надеемся появиться на каком-нибудь из летних фестивалей. Возможно, получится выступить за рубежом — в Польше или в Финляндии.

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Хорошие музыканты. И аранжировки неплохие. Но непонятна сверх-задача данного начинания. Максим Пиганов музыкант оркестра им. Лундстрема бегает “налево” с тромбонами? Зачем? Тромбоны есть, но шоу никакого. вспомнила рекламу про стиральную машинку: Есть “Милли” -- всё остальное компромисс. Есть биг-бенд всё остальное компромисс. А там где компромисс в творчестве -- там зачастую и халтура! Зачем не бесталанному музыканту Пиганову такая халтура? Вот в чём вопрос?)))

    • Интересная методика сведения личных счётов -- найти в интернетах публикацию шестилетней давности (шестилетней, Карл!) и накакать в комментариях ;-) Любопытно, кто кроется за псевдонимом “Анна” :)))))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.