В год своего 70-летия эстонский джазовый пианист Тыну Найссоо представит свой новый альбом в России

0
Тыну Найссоо во время записи альбома в московской студии CineLab, октябрь 2017 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Тыну Найссоо во время записи альбома в московской студии CineLab, октябрь 2017 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
реклама
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!
джаз живёт здесь!

18 марта 2021 исполняется 70 лет эстонскому джазовому пианисту, который в последние годы плодотворно работает в том числе и с российскими музыкантами, записывает и выпускает альбомы в России. Тыну Найссоо (Tõnu Naissoo) родился в Таллине 18 марта 1951. Его отец — выдающийся пианист и композитор Уно Найссоо (1928-1980), основоположник современной эстонской джазовой сцены и один из признанных первопроходцев национально-фольклорной темы в джазовом движении СССР.

Когда в России выходил первый в постсоветскую эпоху альбом Тыну Найссоо «Foreign Affairs» (ArtBeat Music, 2019), записанный в Москве с российскими музыкантами, пианист рассказывал «Джаз.Ру» (см. интервью Ольги Михайловой «Неунывающий джаз»):

— Мы жили в Нымме (окраинный район Таллина. — Ред.), комната у нас была маленькая, и почти половину её занимал рояль… Так что спать мне приходилось практически под инструментом. Конечно, музыка не могла не звучать в нашем доме — отец часто садился за рояль… но я начал серьёзно изучать классическое фортепиано только в семь лет в детской музыкальной школе. А в общеобразовательной школе одна учительница любила джаз и иногда просила меня играть на фортепиано после уроков — это были свободные импровизации. Когда мне было пятнадцать, появилась возможность получить место пианиста в биг-бэнде Rütm. Мы играли джаз, готовились к джазовым концертам. Но нашей главной задачей было каждые выходные играть на танцах… Я поступил в музыкальную школу им. Георга Отса, где смог больше заниматься именно музыкой. Серьёзным стартом в моей музыкальной жизни стало выступление «Трио Тыну Найссоо» на международном джаз-фестивале в Таллине в 1967 г. Нас заметили и оценили — может быть, потому, что мы играли свою музыку, не стандарты.

В следующем году я уже записал с трио первый альбом, включив в него свои композиции, тему отца «Две болтуньи» и пьесу «Приди опять» Эугена Фелициуса.

СЛУШАЕМ: «Tõnu Naissoo — First Recordings», записи 1967-68 гг.

В 1971 г. в Новгороде и Ленинграде состоялись джазовые концерты, в которых участвовали квартет Вадима Вядро из Риги, дуэт Вячеслава Ганелина и Владимира Тарасова из Вильнюса и я, как сольный артист на фортепиано. С 1972 по 1976 годы я играл (в основном поп-музыку) в составе шоу-группы «Лайне», с которой мы гастролировали не только по всему Советскому Союзу, но и за границей — так я открывал для себя мир. А в 1976 году я продолжил учебу в Таллинской консерватории по специальности «композиция» и через год создал новое трио, с которым принял участие в джаз-фестивале «Тбилиси-78».

Тыну Найссоо. Начало 1980-х
Тыну Найссоо. Начало 1980-х

На рубеже 1980-90-х я учился в колледже Бёркли в Бостоне. Всё началось со знакомства с саксофонистом Игорем Бутманом. Мы особенно подружились с ним в 80-х годах, когда он бывал в Таллине, а потом встретились в Америке. В 1988 году в Бостоне на премьере первой симфонии Альфреда Шнитке я выступал солистом Бостонского симфонического оркестра. Как-то после одного из концертов Игорь, поддерживавший меня всё это время, обратил моё внимание на расположенный рядом музыкальный колледж, предложил пойти посмотреть. И на следующий день мы совершили небольшую экскурсию по школе. Когда в одном из классов я играл на фортепиано, наш сопровождающий неожиданно спросил: «Вы хотели бы учиться у нас?» Так в 1989 г. я получил стипендию в престижном музыкальном колледже, учёба в котором во многом обогатила меня — там прекрасное преподавание курса джазовой музыки и искусства импровизации.

Джаз для меня — это настоящее многогранное и постоянно преображающееся творчество, обеспечивающее возможность самовыражения, созидания. Когда я сажусь за рояль, то не преследую конкретную цель, чтобы моя музыка заставляла зрителя грустить или радоваться, я просто играю. Однако музыкант не может игнорировать интересы публики и должен учитывать её предпочтения при составлении концертной программы. Но тогда перед публикой выступает не совсем настоящий Тыну Найссоо. А настоящий, как мне кажется, всё ещё находится в состоянии поиска своего «я» в джазе.
СЛУШАЕМ альбом 2019 г. «Foreign Affairs»

Впоследствии Тыну Найссоо выпустил на ArtBeat Music ещё три альбома: «Hymn To The Sun», «Hammond & Drums v. 1» b «Hammond & Drums v. 2» (последние два — дуэтом с барабанщиком Петром Ившиным). А в апреле 2021 в России выходит пятый по счёту виниловый альбом эстонского пианиста.

Продюсер ArtBeat Music Николай Богайчук рассказывает о новом альбоме Тыну Найссоо «The Times We Had», который будет представлен в России 12 апреля:

Обложка винилового релиза

— В год своего 70-летнего юбилея легендарный эстонский джазовый пианист Тыну Найссоо дарит своим поклонникам замечательный авторский альбом баллад, каждая из которых, как отдельная глава из нашей жизни, прожита, переосмыслена и при душевном соприкосновении с ней вызывает в памяти светлые ностальгические нотки, наполняющие наши жизни смыслом и умением помнить, верить, любить и прощать.

Альбом выпущен исключительно на тяжёлом (180 гр.) коллекционном виниле ограниченным тиражом в 100 пронумерованных копий.

Презентация альбома запланирована на 12 апреля и состоится в Ярославле в рамках международного фестиваля «Джаз над Волгой», почётным гостем которого в этом году будет Тыну Найссоо.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.