Центр исследования джаза (Ярославль)

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ · СОБИРАЕМ МАТЕРИАЛЫ · ФОРМИРУЕМ ФОНДЫ · СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ · ПОКАЗЫВАЕМ И РАССКАЗЫВАЕМ · КОНТАКТЫ

НОВОСТИ ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЯ ДЖАЗА:

ПО-РУССКИ:

  • Вместе с целым рядом других материалов в фонды АНО «Центр исследования джаза» поступила часть архива старейшины и первопроходца джазовой журналистики, джазовой критики и джазовой историографии в России, которую передал нам сам владелец — Владимир Борисович Фейертаг.
    ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ КОЛЛЕКЦИИ
  • Октябрь 2023: в социальной сети ВКонтакте открылось сообщество «Центр исследования джаза»
  • 12 января 2023, Ярославль. Завершена оцифровка хранящейся в Центре исследования джаза коллекции петербургского барабанщика Валерия Мысовского. Соавтор первой советской книги о джазе («Джаз», совместно с Владимиром Фейертагом — Музгиз, 1960), ведущий барабанщик ленинградской сцены Валерий Семёнович Мысовский (1931-2011) оставил сравнительно небольшой архив, хранившийся в последние годы его жизни в крайне неблагоприятных условиях (влажность, загрязнённость и т.п.) Тем не менее, в его коллекции содержались бесценные материалы — уникальные фотографии ленинградской джазовой сцены (и шире — джазовой сцены СССР) с конца 1950-х по конец 1990-х гг., большая коллекция вырезок из советской и зарубежной прессы с публикациями на джазовые темы с 1960-х по 1990-е гг., переписка Мысовского с другими деятелями советского джазового движения (в основном, конечно, те письма, которые он получал, а не которые писал), но главное — черновики и «чистовики» просветитительских и публицистических работ о джазе, написанных самим Мысовским с 1960 по начало 1990-х гг.
    Все визуальные материалы, за исключением машинописных текстов, отсканированы в весьма высоком качестве (разрешение 1200 точек на дюйм, глубина цвета 24 бит). Машинописные тексты отсканированы в высоком качестве (разрешение 600 точек на дюйм, глубина цвета 24 бит).
    Получить доступ к этим материалам исследователи могут по письменному запросу (адресат — главный редактор «Джаз.Ру», директор по исследовательской работе Центра исследования джаза Кирилл Мошков).
    Только малая часть коллекции Мысовского оставлена без оцифровки: с одной стороны — сугубо личная переписка, не имеющая отношения к джазовой жизни; с другой — черновики и тиражные экземпляры книг, которые он написал («Основы ритмики джаза. Бит и свинг», 1970, и «Блюз для своих», 1975, выпущенные в те годы «Группой исследования джаза в СССР» по технологии «самиздата») или перевёл («Рассказы о джазе», выпущенные в 1970-е гг. в самиздате, а в 1995 г. напечатанные джаз-клубом «Квадрат» в книжном типографском формате без ISBN). Не оцифрован также хранившийся у Мысовского экземпляр самиздатовской книги Юрия Верменича «Мои друзья — джазфэны» с автографом автора, так как текст этой книги уже почти четверть века имеет хождение в сети.
    Завершена и работа над сохранением также и аудионаследия Валерия Семёновича: в Москве оцифрована небольшая коллекция аудио CD, на которых в конце 1990-х — начале 2000-х были собраны записи выступлений самого Мысовского разных лет — в ансамблях других лидеров или с его собственным коллективом. Оригиналы этих дисков возвращены в хранилище Центра исследования джаза в Ярославле.
    Ждут своего часа около десятка видеокассет формата VHS, содержащие в том числе съёмки выступлений ленинградских джазовых музыкантов: у Центра пока что нет технической возможности качественно оцифровать эти материалы.
    Помимо вышеперечисленного, коллекция Мысовского включала также два объёмных предмета: небольшую цветную фотографию его кумира — великого барабанщика Арта Блэйки, любовно помещенную в деревянную рамку (она висела у Валерия Семёновича на стене) и огромный диплом в анодированной металлической раме — свидетельство о присуждении Мысовскому премии им. Уиллиса Коновера (1998). Они тоже хранятся в Центре исследования джаза в Ярославле.
    ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ КОЛЛЕКЦИИ
  • 14 октября 2021: в фонды АНО «Центр исследования джаза» поступили материалы из личного архива одного из известнейших московских джазовых пианистов 1960-х гг. Вадим Сакун (1937-2021) ушёл из жизни летом 2021, а в октябре его дочь Ольга Сакун передала относящуюся к джазу часть его архива АНО «Центр исследования джаза».
    ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ КОЛЛЕКЦИИ
  • 5 января 2020: в фонды АНО «Центр исследования джаза» поступил личный архив профессора, доктора педагогических наук, основателя кафедры эстрадных оркестров и ансамблей факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры (МГИК, бывший МГУКИ) и её руководителя в 1991-2000 гг. Вячеслава Кузнецова. В своей творческой деятельности он тесно сотрудничал с Александром Цфасманом, Олегом Лундстремом, Николаем Минхом, Юрием Саульским и другими крупнейшим советскими джазовыми музыкантами, внёс весомый вклад в становление вузовского джазового образования. Вячеслав Георгиевич ушёл из жизни в январе 2014 г., а пять лет спустя его вдова через преподавателя кафедры (и её главу в 2010-2018 гг.) Зинаиду Карташёву передала его архив АНО «Центр исследования джаза».
    Материалы ожидают инвентаризации.
  • 20 августа 2019: в фонды АНО «Центр исследования джаза» поступил архив первопроходца российского джазоведения Леонида Переверзева (1930-2005).
    ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ КОЛЛЕКЦИИ
  • 27 июня — 13 июля 2019: делегаты АНО «Центр исследования джаза» Наталья Кравченко, Валентина Морозова, Кирилл Мошков и Игорь Гаврилов участвовали в программе стажировки International Visitors Leadership Program в США. Программа называлась Jazz Archive Management: Methods of Preserving American Culture и была разработана специально для нашей группы, в которую входил ещё только один участник — главный хранитель коллекций Российского национального музея музыки Татьяна Теплякова. Мы посетили джазовые архивы, исследовательские центры, музеи джаза и другие связанные с документированием и сохранением джазовой истории организации в Вашингтоне, Нью-Орлеане, Канзас-Сити и Нью-Йорке.
  • 15 марта 2019 в Ярославском джазовом центре состоялось представление широкой общественности автономной некоммерческой организации популяризации джазового искусства «Центр исследования джаза», зарегистрированной управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области в августе 2018.
  • 2018: Официально! В Ярославле зарегистрирована некоммерческая организация «Центр исследования джаза»

КТО МЫ ТАКИЕ?
Автономная некоммерческая организация популяризации джазового искусства «Центр исследования джаза» — общероссийское общественное учреждение, которое занимается собиранием, сохранением, каталогизацией, введением в оборот материалов по истории джаза в нашей стране: документов, рукописей, переписки, нот, интервью, фотографий, аудиозаписей, видео- и киносъёмок. Второе важнейшее направление деятельности — исследовательская и образовательная работа с этими материалами, а также организация доступа к ним для максимально широкого круга людей — то, есть, в конечном счёте пропаганда истории отечественного джазового искусства. Фонды Центра находятся в Ярославле, но работа ведётся по всей России.

Здание Ярославского джазового центра

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ · СОБИРАЕМ МАТЕРИАЛЫ · ФОРМИРУЕМ ФОНДЫ · СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ · ПОКАЗЫВАЕМ И РАССКАЗЫВАЕМ · КОНТАКТЫ


  

Введение в историю

У джазового искусства в России — большая и непростая история, начавшаяся 1 октября 1922. Однако до сих пор она совершенно неудовлетворительно документирована и не очень подробно изучена. За все 90 лет об истории джаза в России написаны на русском языке всего две книги — «Советский джаз» Алексея Баташёва (1971) и «История джазового исполнительства в России» Владимира Фейертага (2010), плюс довольно подробная, но не во всех деталях точная книга на английском — «Red and Hot. The Fate of Jazz in Soviet Union» Фредерика Старра (1983).

Картину скрашивает выход в свет ряда биографий и автобиографий джазовых музыкантов, а также двухтомника материалов по истории отечественного джаза «Российский джаз» под редакцией Кирилла Мошкова и Анны Филипьевой (2013), но ситуация по-прежнему далека от идеальной.
Джазовое сообщество знает немало печальных примеров, когда крупные, подлинно уникальные коллекции материалов, связанных с историей отечественного джаза, в силу равнодушия или некомпетентности наследников были распроданы или розданы случайным людям, а чаще просто оказались на свалке. И даже те коллекции, которые находятся в добрых руках заинтересованных лиц, подвергаются угрозе разрушения и утраты просто потому, что в домашних условиях их очень непросто сохранить в неприкосновенности и технической целостности.

Поэтому летом 2011 г. группа энтузиастов сохранения отечественного джазового наследия начала процесс создания при Ярославском городском джазовом центре общероссийской организации, которая занялась бы сохранением и пропагандой истории российского джаза. Огромную помощь оказал посетивший Центр старший специалист музыкальных коллекций Библиотеки Конгресса США Ларри Эппелбаум, который сочетает глубокое знание истории джаза (он более 30 лет ведёт на одной из радиостанций в Вашингтоне программу о джазе, а в 21 столетии регулярно пишет для JazzTimes и других изданий) и огромный опыт работы с коллекциями по истории музыки. Он помог нам разработать программу действий, в которой был бы учтён мировой опыт в области создания подобных исследовательских учреждений.

Ларри Эппелбаум и директор Центра исследования джаза Игорь Гаврилов. Ярославль, 2011
Ларри Эппелбаум и директор Центра исследования джаза Игорь Гаврилов. Ярославль, 2011

Собираем материалы

В настоящее время в Ярославле находятся личные архивы и коллекции материалов ряда видных представителей российского джазового сообщества, среди которых:

Кроме того, в состав фондов Центра входит библиотека Ярославского джазового центра, формировавшаяся более полутора десятилетий.

Если вы располагаете материалами по истории отечественного джаза, например — унаследовали архив или коллекцию записей и других материалов от ваших родственников и не знаете, что с ними теперь делать — Центр исследования джаза с удовольствием примет у вас эти материалы.

ПИШИТЕ НАМ!

Формируем фонды


Офис Центра: общедоступная часть фондов

Смотрим в будущее

В выделенном Ярославским джазовым центром помещении идёт оцифровка уже собранных архивных коллекций, пока Центр исследования джаза решает вопрос с финансированием приобретения более совершенного оборудования.
Специалисты и члены правления Центра исследования джаза принимают участие в международных конференциях, сообщая исследовательскому сообществу первые результаты своих изысканий: так, в 2014 г. председатель правления ЦИД Кирилл Мошков выступил на конференции “Джаз поверх границ” в Амстердамской консерватории, в 2015 – на конференции “Джаз от Востока до Запада” в Университете Нинбо (Китайская Народная Республика). В начале 2019 г. Кирилл Мошков представил доклады, основанные на своих исследованиях в рамках деятельности Центра, на конференциях в США (10-я ежегодная конференция Сети джазового образования) и Ирландской Республике (Дублинская консерватория). В 2022-23 гг., когда в России отмечалось столетие отечественной джазовой сцены, Мошков выступал в качестве директора по исследовательской работе Центра на конференциях в РАМ им. Гнесиных, Государственном институте искусствознания и других исследовательских и учебных заведениях. 

Игорь Гаврилов обращается к гостям вернисажа выставки «Джаз! 100! Россия!» в Российском национальном Музее музыки 8 октября 2002 (фото © Наталья Кравченко)
Игорь Гаврилов обращается к гостям вернисажа выставки «Джаз! 100! Россия!» в Российском национальном Музее музыки 8 октября 2002 (фото © Наталья Кравченко)

Показываем и рассказываем

Октябрь 2022 — март 2023: в Российском национальном Музее музыки проходила выставка «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!», посвящённая столетию джазовой сцены России. Выставка была организована с опорой не только на фонды Музея Музыки: значительную часть экспонатов предоставили партнёры, прежде всего АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). Научным консультантом выставки выступил директор Центра по исследовательской работе Кирилл Мошков, который также провёл в течение пяти месяцев работы выставки несколько кураторских экскурсий. К гостям вернисажа 8 октября 2022 г. обратился директор Центра, художественный руководитель Ярославского городского джазового центра Игорь Гаврилов.
ПОДРОБНЕЕ

Кирилл Мошков и Игорь Гаврилов на вернисаже выставки «Джаз! 100! Россия!» в Российском национальном Музее музыки 8 октября 2002 (фото © Наталья Кравченко)
Кирилл Мошков и Игорь Гаврилов на вернисаже выставки «Джаз! 100! Россия!» в Российском национальном Музее музыки 8 октября 2002 (фото © Наталья Кравченко)

12 июня 2019, в День России, в Центре Гиляровского (Столешников пер., 9 стр. 5) член совета Центра исследования джаза Кирилл Мошков провёл кураторскую экскурсию по выставке «Москва джазовая» (проходила с 18 мая до 23 июня 2019)Это совместный проект Центра Гиляровского, фонда «Союз молодых талантов» и Центра исследования джаза (Ярославль).

2015: МОСКВА, 10 июня. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев посетил международный фестиваль «Интермузей» […] Медведев осмотрел стенды, посвященные джазу, и пролистал редкие издания, посвященные истории музыки…

Директор по исследовательской работе Центра исследования джаза Кирилл Мошков (справа) показывает Д.А. Медведеву и заместителю председателя правительства РФ О.Ю. Голодец (слева) редчайшие самиздатовские материалы о джазе из коллекции Центра (фото © Сергей Куксин, «Российская Газета»)

11-14 июня 2015 Центр исследования джаза участвовал в фестивале «Интермузей» в Московском Манеже отдельным стендом в составе экспозиции Ассоциации музыкальных музеев России. Это было первое публичное представление нашего Центра для широкой аудитории.

Контакты

Директор: Гаврилов Игорь Вячеславович тел. +7(4852)72-8491
Директор по исследовательской работе: Мошков Кирилл Владимирович тел. +7(916)177-2059 
150000 Ярославль, Б. Октябрьская ул., 50
СООБЩЕСТВО ВКОНТАКТЕ

Директор Центра исследования джаза Игорь Гаврилов и старейшина российского джазоведения Владимир Фейертаг. Стенд Центра на форуме Jazz Across Borders, Санкт-Петербург, ноябрь 2018
Директор Центра исследования джаза Игорь Гаврилов и старейшина российского джазоведения Владимир Фейертаг. Стенд Центра на форуме Jazz Across Borders, Санкт-Петербург, ноябрь 2018

JAZZ RESEARCH CENTER in Yaroslavl, Russia

Здание Ярославского джазового центра

Both a national jazz history research center and an extensive library, the Jazz Research Center in Yaroslavl, Russia is preserving, researching, making accessible, and spreading the word about the history of Jazz music in Russia. Thousands of books, records (CDs, LPs, 78s, cassettes, reel-to-reel tapes, including hundreds of hours of unissued material,) magazines, and movies—all of it constitutes the Center’s library, located on the 3rd floor of the Yaroslavl City Jazz Center building.

The Jazz Research Center library and collections are accessible for professional visitors, researchers, and scholars by appointment. Current acquisition of several major private jazz collections from musicians, producers, jazz activists, and jazz researchers, which include photos, correspondence, memorabilia, scrapbooks, media clippings, private recordings, film negatives, etc., laid the foundation for an extensive collection of materials on Russian jazz history, documented as far back as 1922.

collections sample

The Jazz Research Center is a non-government, non-for-profit organization (Autonomous Non-commercial Organization,) registered in compliance with the laws of Russian Federation by the Yaroslavl regional government. However, its focus is stretched far beyond the regional interest, as our goal is to preserve and to research the history of jazz music and its makers in the whole country—and beyond, when it comes to pre-1991 history, when Russian jazz scene was still part of a larger Soviet jazz movement, which withstood a long history of rising, falling, and rising again amidst the turbulent social history of the country.

Duke Ellington in Moscow, 1971 (photo by Felix Solovyov)
Duke Ellington in Moscow, 1971 (photo by Felix Solovyov)

We cannot underestimate the influence on Russian jazz scene made by visiting American and European jazz musicians (since as early as 1926.) Documenting the Russian tours by the Benny Peyton Jazz Kings, the Sam Wooding Orchestra, who toured commercially in 1926, and, later on, by the likes of Benny Goodman, Earl «Fatha» Hines, Duke Ellington, Thad Jones & Mel Lewis, or Dave Brubeck, whose tours were supported by the State Department, and Idris Sulieman, Charles Lloyd, and many others whose tours were organized independently (and their interaction with local talents,) is also an important part of our mission.

Contact:

Igor Gavrilov, director
Kirill «Cyril» Moshkow, research director
50 Bolshaya Oktyabrskaya St., Yaroslavl 150000, Russia