Джазовый просветитель Георгий Искендеров (1944-2023)

3
Георгий Искендеров (1944-2023) Фото © Георгий Солонина
Георгий Искендеров (1944-2023) Фото © Георгий Солонина

24 сентября на 80-м году жизни ушёл из жизни Георгий Искендеров: в прошлом джазовый музыкант, в настоящем — джазовый просветитель, переводчик джазовой литературы, автор идеи и один из издателей ежегодного альманаха «Эрмитаж». JAZZ: серьёзное и курьёзное», который вышел в 2023 г. уже шестым выпуском.

Георгий Яковлевич Искендеров родился 5 мая 1944 г., вырос и учился в Воронеже, там же пришёл к джазу как барабанщик студенческого джаз-оркестра Воронежского технологического института.

Георгий Искендеров. 1970
Георгий Искендеров. 1970

На его авторской странице в нашем издании написано:

«С 1967 в качестве барабанщика — участник джазовых фестивалей в Воронеже, Куйбышеве, Донецке. С 70-х гг., уже живя в Москве, не мог миновать московские молодёжные кафе «КМ» и «Синяя Птица», был участником концертов и фестивалей 80-х гг. в ДК «Москворечье». А с конца 90-х гг., по существу прекратив участие в любого рода выступлениях, Искендеров стал сотрудничать в качестве автора статей, интервьюера и переводчика статей и литературы о джазе с джазовыми СМИ, прежде всего с «Полным Джазом» — сетевой версией журнала «Джаз.Ру». В 2010-е подготовил к печати и опубликовал в бумажном «Джаз.Ру» интервью с ветеранами московской джазовой сцены — Александром Салганником, Игорем Высоцким и Владимиром Маганетом — в связи с их юбилеями»…

Георгий Искендеров (фото © Павел Корбут, 2015)
Георгий Искендеров (фото © Павел Корбут, 2015)

Наш постоянный автор Михаил Кулль писал в очерке к 70-летию Искендерова (2014):

В течение многих лет, еще учась в ВУЗе в Воронеже, а затем — работая по специальности, он любил джаз, играл джаз и был одним из заметных музыкантов в Воронеже-джазовом. Как многие его ровесники, он — из числа птенцов гнезда Юрия Верменича, гуру воронежского (и советско-российского) джаза. Навыки ударника приобрёл от Бориса Банных, тогда барабанщика, в дальнейшем — известного рижского басиста. Начал играть на барабанах в эстрадном оркестре местного ДК, затем — в квартете джаз-клуба… […] А с конца 90-х гг., по существу прекратив участие в любого рода выступлениях, Искендеров стал сотрудничать в качестве автора статей, интервьюера и переводчика статей и литературы о джазе с джазовыми СМИ, прежде всего с «Полным Джазом» — сетевой версией журнала «Джаз.Ру», а также с сетевой и бумажными версиями минского журнала «Jazz-Квадрат». Там в 2000-2002 гг. были опубликованы сделавшие Искендерова известным публицистом статьи «История с географией. Молодёжные кафе 60-х», «Под гнётом 60-х», «Джаз с фронта и кухни: наши в Израиле (части первая и вторая)», «Птицы в полете (эссе о Синей Птице)», «Platina на Ньюпортском фестивале: три десятилетия спустя» (ссылки приведены на старую версию «Джаз.Ру», где хранятся архивные выпуски «Полного джаза» с начала его издания в 1998 г. и до перехода на нынешнюю техническую платформу в 2010-м. — Ред.)…»

Сегодня, в день ухода Георгия Искендерова из жизни, нам написал его друг и коллега Олег Черняев, с которым они занимались организацией джазовой жизни в Воронеже ещё в 60-е, впоследствии —руководитель московских джаз-клубов All Stars и Jazz Land:

ПАМЯТИ ДРУГА. Ловлю себя на мысли, что теперь некому сказать «…а помнишь, на фестивале в Донецке, Куйбышеве, Горьком, или в Днепропетровске…, а помнишь, на концерте в Ленинграде…».
Ушёл Георгий «Гарик» Искендеров. В последнее время он тяжело болел, резко сдал — и вот его нет. Ушёл человек, с которым я дружил почти 50 лет, друг, который терпеливо учил меня играть на барабанах, с которым попеременно мы играли на «халтурах», занимали койку в институтской общаге.
Он был один из немногих оставшихся, кто играл с давно ушедшими Альбертом Мелконовым, Александром Банных, Михаилом Есаковым, Алексеем Исплатовским, Виктором Лившицем и многими другими. Лично знал, дружил и переписывался со старыми ветеранами — Алексеем Зубовым, Игорем Берукштисом, Львом Забежинским, Александром Салганником, Игорем Высоцким… перечислять можно очень долго.
Инженер-технолог, кандидат экономических наук, после ухода из профессии совершенствовался в переводах с польского и английского джазовой литературы, был бессменным организатором и редактором с первого по шестой изданий джазовых Альманахов.
Трудно будет без него.
Глубокие соболезнования дочери Ольге и внучке Анне.
Скорблю.

Редакция «Джаз.Ру» искренне присоединяется к соболезнованиям родным, близким и друзьям Георгия Искендерова.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяРадио Jazz 89.1 FM открывает приём заявок на соискание премии «Все цвета джаза-2023»
Следующая статьяВ Москве в рамках Hi-Fi & High End Show пройдёт II фестиваль джаза, свинга и поп-музыки Jazz Sound
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Ушел Друг.
    Неисчерпаемое чувство утраты уже никогда не исчезнет.
    И время не вылечит.
    Гдалий.

  2. Гарик, дорогой.
    Болезнь измучила тебя, и ты ушёл.
    Тебя, живого, интеллигентного парня, с хорошим вкусом, с тонкими, деликатными суждениями о музыке, воспоминаниями о музыкантах будет не хватать.
    Но, слава Богу, ты остался в своих публикациях, в своих переводах интереснейших материалов о джазе.
    Я бесконечно благодарен тебе за помощь, которую ты оказывал «Джаз Арт» Клубу в 90-ые годы, в стадии его становления.
    Ты остаешься в моей памяти навсегда.
    Светлая тебе память за твою Светлую жизненную деятельность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.